Факторы, влияющие на память и процесс её работы

001Память, её сила – то, что невероятно нужно нам каждый день в нашей жизни. Ниже рассказывается о том, что именно влияет на нашу память, а также приводятся краткие советы для того, чтобы проблем, возникающих с запоминанием, впредь было меньше. Ведь предупреждён – значит, вооружён!

Самым очевидным и первым бросающимся в глаза фактором является возраст человека. Казалось бы, что тут особенного? Молод – значит, память не подводит, стареешь – значит, начинаешь многое забывать. Однако, это не совсем так, и одна хитрость, касающаяся взаимосвязи возраста и силы памяти, заключается вот в чём. Уже после 30 лет человек может начать жаловаться на излишнюю и непривычную забывчивость, и львиной долей причин такой неприятности является склонность к невесёлому мысленному «накручиванию» себя, например: «Он так быстро всё говорит… Слишком много деталей… Я не успеваю записывать… Это слишком сложно запомнить так сразу… Старею, наверное». В ослабевающей силе запоминания совсем мало вины естественных процессов, происходящих в организме. Таким образом, если что-то Вами забывается, то это может быть из-за отвлекающего внимание беспокойства, а не из-за «старения».

Что ещё может здорово насолить, не давая нам запомнить что-то очень важное? Безусловно, это отрицательные эмоции. Депрессивные состояния, страх – то, что вредит всем системам организма в целом, а также искажает запоминаемые факты, откладывающиеся в памяти «на хранение» или даже вовсе не даёт чему-то отложиться в голове полезным информационным вооружением. Например, всем знакома роковая забывчивость при ответе учителю на экзамене. В противоположность негативным эмоциям, яркие позитивные моменты жизни способствуют куда лучшему усвоению знаний и умений. Также может помочь позитивный настрой.

Третья, и очень важная, вещь, которую нам нужно знать о памяти – это влияние мотивации на усвоение информации. Когда мы знаем наверняка, что и зачем мы делаем, появляется во много раз рвения сделать это. Также работает и память. Если человек знает, зачем ему нужно знать и помнить какие-то вещи, а также испытывает интерес к узнаваемому, не нужно будет даже прикладывать какие-либо титанические усилия для их запоминания – память сама с лёгкостью отложит в своё хранилище всё необходимое. Согласитесь, намного сложнее запомнить что-то и не понимать, когда и зачем это может понабиться. Такие ненужные, по мнению мозга, вещи легко улетучиваются из головы без подкрепления причиной, мотивацией, интересом.

У взрослого человека память становится сильнее, качественнее по сравнению с детством, так как расширяется запас методов запоминания, появляется больше осознанного влияния на этот процесс. Однако, как говорилось ранее, пресекая рубеж 30 лет, человек может начать жаловаться на участившееся «ускользание» нужного из головы. Ещё одной причиной такого явления служит недостаточная тренировка памяти. В молодости, когда в учебных заведениях студентам обычно нужно усвоить много новых знаний, механизмы запоминания используются на полную катушку, часто востребованы и тренируемы. Студенты становятся взрослыми людьми, и им уже не нужно взаимодействовать с таким количеством информации, как раньше. Резервы памяти используются чаще уже только для извлечения чего-то усвоенного. Отсутствие постоянной тренировки памяти вызывает её ослабевание. Обычное регулярное заучивание стихов или хобби, где нужно постоянно узнавать что-то новое, могут помочь сохранить силу и качество запоминания даже до глубокой старости.

Некоторые болезни, снотворные, сердечные препараты тоже вредят памяти. И, напоследок, необходимо сказать, что разрушительным фактором для запоминания являются вредные привычки, такие, как употребление алкоголя, наркотических веществ и прочее.