«Феномен привязанности» у ребёнка

Известно, что многое в психике и поведении ребёнка генетически запрограммировано. В последние годы специалисты в области психологии раннего возраста уделяют большое внимание так называемому феномену привязанности, под которым понимается умение ребёнка устанавливать эмоциональные, а впоследствии и социальные контакты. Это умение позволяет человеку адаптироваться к окружающей жизни, является основой дружеских и родственных связей, любви к своему дому, семье, народу, родине. Признаки надёжной привязанности ребёнка такие:

1. Объект привязанности может лучше других успокоить ребёнка.

2. Ребёнок обращается за утешением к объекту привязанности чаще, чем к другим взрослым.

3. В присутствии объекта привязанности ребёнок реже испытывает страх.

В нормальных условиях, естественно, в роли такого объекта выступает мать, самый близкий человек для малыша. Но при неправильном поведении матери феномен привязанности у ребёнка не развивается. Как бы не включается некая компьютерная программа. У него не формируется способность устанавливать тесные, глубинные эмоциональные связи с миром, и, если на это не повлиять, он может на всю жизнь утратить способность по-настоящему любить, дружить, быть преданным, милосердным, сочувствовать, жертвовать.

Феномен привязанности формируется на первом году жизни ребёнка. Поэтому именно от поведения матери в этот период зависит очень и очень многое. Её поведение должно быть дружелюбным, спокойным, уверенным, уравновешенным, без истерических всплесков.

Педагог-арттерапевт, член правления Российского детского фонда Татьяна Шишова