Границы дозволенного

1Малыш каждую секунду посвящает саморазвитию. Когда не спит, конечно же. Он исследует действительность и начинает осмысливать её. Что как выглядит или звучит, каково это на ощупь, вкус, тяжёлое или лёгкое, двигается или нет… Кроха пытается выяснить, насколько он может влиять на происходящее, и усавливает огромное количество причинно-следственных связей. Что происходит с мячиком, если кинуть его на пол? А с кубиком? Не зависит ли поведение предметов от того, с какой силой бросать и с какой высоты?

Карапуз также осваивает массу совершенно новых движений, ведь он начал ходить! Идти можно медленно и быстро. А ещё интересно приседать и вставать. Понятное дело, иногда случаются падения. И малышу нужно точно усвоить, какие движения приводят к подобным неприятностям, чтобы не повторять их. Кроха осознаёт возможности и ограничения своего тела, приобретает навыки управления им на всю дальнейшую жизнь.

Если вы заботитесь о его безопасности, но в то же время не ограничиваете развитие ежемтанинутными «нельзя» и «не лезь», этот период пройдёт гармонично. Конечно, запреты необходимы, но они должны быть разумными.
Программа-минимум

Ребёнок будет развиваться по предопределённому природой сценарию. Его можно направлять, но остановить не получится. Это всё равно, что бороться со стихией, безрезультатно и изматывающе. Следует не просто пытаться ввести кроху в свои, только взрослым понятные рамки. Важно при этом сотрудничать с ним в его увлекательном, хотя и рискованном исследовании.

В первую очередь нужно решить вопрос с опасными предметами: перенести бытовую химию и лекарства в недоступное место или врезать в тумбочку замок, убрать под плинтус провода и поставить на розетки заглушки, спрятать подальше папины инструменты и мамину косметику. Если у ребёнка не будет соблазна куда-то забраться, он и не станет этого делать. А вы сведёте количество «нельзя», произнесённых за день, к минимуму.

Есть мнение, что малыш воспринимает ровно столько запретов, сколько ему лет. Вот почему предостережение должно звучать лишь тогда, когда это жизненно необходимо.

И тут вы должны быть твёрдыми и непреклонными. Нельзя выбегать на проезжую часть, а переходить дорогу можно, но только держась за руку взрослого. Запрещено также трогать плиту, высовываться в окно.
В интересах каждого

Некоторые психологи рекомендуют позволять ребёнку всё, что он захочет (все слышали о японской методике), и исключить из его жизни запреты, способные привести к неврозу.

Однако они забывают, что в определённом возрасте малышу всё равно предстоит столкнуться с обществом. И если он не готов к ограничениям и не умеет считаться с другими людьми, ему придётся не сладко.

Кроме того, сложно представить семью, где все подчиняются желаниям крохи. Есть мамины и папины интересы, которые обязательно нужно учитывать. Личные вещи, общее имущество также должны оставаться в целости и сохранности, а не страдать от шаловливых ручек карапуза.

Не забывайте, что вы всё-таки взрослые и обязаны обеспечить малышу границы дозволенного, выстроить для него понятный мир, где существуют правила. Тогда и ребёнку будет комфортно жить в чёткой системе координат.

Нельзя, например, трогать бумаги и вещи на папином рабочем столе, самовольно включать компьютер. Вам придётся спокойно, без криков, шлепков и наказаний повторить это не меньше десятка раз. Главное, чтобы ваш голос звучал твёрдо и дружелюбно.

Снимите непоседу со стола или стула, куда он забрался с намерением потыкать пальчиками в кнопочки папиного ноутбука, и тут же предложите ему позитивную альтернативу – полистать страницы картонной книжки или попросту разорвать в мелкие клочья рулон туалетной бумаги.

Карапуз нашёл вашу помаду и тут же направился к стене, чтобы ею порисовать? Отнимите помаду и не пугайтесь протестующего рёва или даже попыток ударить вас. Скажите: «Я понимаю, что тебе очень хочется рисовать помадой на обоях, но этого делать нельзя». Таких слов вполне достаточно. Подробных объяснений вроде фраз «помада французская, дорого стоит» или «некрасиво, когда дома разрисованы обои» кроха всё равно не поймёт. Если малыш уж совсем разбушевался, обнимите его сзади, прижав к себе спинкой, и повторите: «Вижу, ты сердишься, но всё равно нельзя!»

Буря скоро пройдёт, да и на слово «нельзя» карапуз через какое-то время (оно всегда требуется на обучение!) будет реагировать спокойно и соглашаться с разумными ограничениями.
Особенности общения

С раннего возраста ребёнку нужно прививать правила поведения в семье и в обществе. В идеале все члены семьи должны быть заодно. И если мама ввела какое-то правило, то пусть его придерживаются также папа, бабушки и дедушки.

Но обычно предметом для споров и даже ссор становится то, что именно они, ваши родители, часто выступают противниками значительных ограничений. Не удивительно, что вы сердитесь на них за то, что они балуют малыша, многое ему позволяют.

А вместо этого попробуйте задуматься, а так ли старшие родственники не правы? Ведь у них большой опыт, и вас, и мужа они уже вырастили. И они убедились: не так уж и страшны многие опасения, которые мешают молодым родителям предоставить крохе чуть больше свободы. Так что будьте гибкими как в вопросах воспитания, так и во взаимоотношениях с близкими!