Как в ребенке воспитать победителя

ребенок победитель
Многие родители наверняка задумываются: как выстраивать отношения с ребёнком так, чтобы он реализовал свой потенциал и чувствовал себя уверенным и счастливым. Вот алгоритм действий от Светланы Белецкой, кандидата педагогических наук, эксперта по семейным отношениям и писателя. Шаг первый.
Что такое «программа победителя»

Лет восемь назад меня удивила и покорила теория одного американского психолога — Станислава Гроффа. Совершенно неожиданно, с несвойственным
для учёных оптимизмом, он провозгласил: «Каждый житель планеты Земля является победителем. От момента зачатия и до появления на свет у любого из нас была тысяча возможностей погибнуть. Но мы не погибли, мы родились. Значит, у нас на подсознании записана программа победителя». Звучит очень вдохновляюще, не правда ли?

Предвижу, что у вас, точно так же, как и у меня, сразу же возникли вопросы: «Как воплотить красоту этих слов в повседневную жизнь семьи? Как выстраивать отношения с ребёнком так, чтобы он смог реализовывать эту свою программу победителя?»

Успешный ребёнок

Прежде чем предложить вам «пошаговую инструкцию к действию» (насколько это, вообще, возможно в воспитании), я бы хотела дать определение такому противоречивому понятию, как «успешный ребёнок». В ХХI веке, когда существует «маниакальная мода на успех», эта тема, волнует многих родителей.

Думаю, вы уже рассмотрели первую картинку к статье: печальное лицо девочки и конный забег. На мой взгляд, она очень символична. В современном мире мы все, в той или иной мере, втянуты в гонку и часто она нас измождает и выматывает. В такой же забег под названием «успех» мы втягиваем и наших детей. Они постоянно находятся в ситуации «кто лучший, кто придёт первым».

При этом мало-мальски здравомыслящая педагогика начиная с XVIII века убеждает взрослых, что успешный ребёнок — это не тот, кто лучше всех. Это тот, кто познаёт себя, не боится быть самим собой, делает попытки самостоятельно создать свою жизнь. Скандальный и эпатажный философ Жан-Жак Руссо мудро замечал: «Жить — это значит идти против течения. Я хочу научить своего воспитанника жить». Так что, если и применимо слово «успешный» к ребёнку, то только в контексте «успешно познавать себя и окружающий мир». Малыш развивает себя, ищет то, что интересует и завораживает его, а не родителей или социум. При таком подходе ребёнок будет чувствовать (это ключевое слово) себя успешным. И это самое главное.

Давайте посмотрим, что могут сделать родители в рамках установки «я — помощник моему ребёнку».
Шаг первый: дайте ребёнку возможность узнать себя, найти «свою страсть в жизни»

Уверена, каждый из вас сталкивался с одарённым или активным ребёнком и каждый из вас может рассказать несколько историй, как из «необыкновенного» вундеркинда вырос «обыкновенный» взрослый. Возникает вопрос: «Почему не все активные дети становятся успешными взрослыми?». В каждом случае, конечно, несколько причин, но есть одна общая: эти дети реализовывали не свои мечты, не свои планы, давление родительских ожиданий было слишком сильным. Агрессивное вливание извне постепенно мумифицирует детские души и они забывают свои собственные мечты, подменяют их родительскими.

«Потухшие» взрослые пополняют ряды дауншифтеров (от английского слова downshifting — движение вниз), тех, кто отказывается от дальнейшего продвижения по служебной лестнице в пользу «жизни в своём ритме». Как правило, сторонники этой идеи уезжают в глубинку, в деревню, или на Гоа, Таиланд. Чем они занимаются? Они реализовывают мечты своего детства. Сегодня это целое движение — downshifting.
Что делать, чтобы ваш ребёнок не стал дауншифтером в сорок лет?

1. Дайте ребёнку возможность попробовать как можно больше

У ребёнка в жизни должно быть не только то, что «надо», но и то, что «интересно», то, от чего захватывает дух. Родители создают баланс между делами, которые вырабатывают силу воли и занятиями, которые погружают ребёнка в волшебный внутренний мир. Для этого нужно знать, чем живут ваши сын или дочка. Предлагаю вам технику «Если бы я мог стать Богом». Пусть ребёнок закончит следующие предложения: «Если бы я был Богом, то:

я бы отказался от…
я бы понял…
я бы помнил…
я бы продолжил…
я бы ценил…
я бы создал…»

Как показывает практика, благодаря этой незамысловатой игре, дети открываются с совершенно неожиданных сторон. Попробуйте, много узнаете о своём ребёнке. Это упражнение и многие другие вы можете найти в моей книге «Ваш ребёнок и его успех».

2. Пусть у вашего ребёнка будет возможность ошибаться, падать, бросать, подниматься и опять идти вперед

Другого пути, понять «кто ты», человечество пока так и не придумало. Позвольте ему совершать свои ошибки. Знаю, это сложно, но ведь никто не обещал, что будет легко, правда? Для начала, понаблюдайте за собой, как вы реагируете на промахи ребёнка, каковы ваши стереотипные слова в таких ситуациях? Я вам предлагаю следующие фразы:

Прекрасная ошибка!
Неслучайная ошибка.
Ошибка, которая ведёт к истине.
Интересно. Твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышлений.

Извлекайте максимум стимулов из ошибок ребёнка. Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете, казалось ребёнку нетрудным.

3. Не лезьте со своими советами

Умейте держать паузу. Я не перестаю повторять своим слушателям: «Пауза — королева „воспитательного бала“». Пусть ваш ребёнок не штурмует Жизнь, постоянно сравнивая себя со всеми, а развивается в своём темпе. Пусть его успех приносит ему счастье и не превращается в конный забег.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: