Как влиять на поведение ребенка


Маленькие дети любят поставить своих взрослых родителей в тупик в самых, казалось бы, обыденных и простых ситуациях. И порой нам приходится изрядно попотеть над решением детских задачек в сфере поведения ребенка, которые в реальности оказываются не такими уж и простыми. Возможно, советы психологов, приведенные в этой статье, помогут вам в игровой форме (без нервов и слез) мягко мотивировать ребенка на верное поведение.

Ситуация 1. Вам нужно приучить непослушного ребенка мыть руки перед едой.

Здесь вашей главной задачей является сделать мытье рук привычкой, без лишних напоминаний с вашей стороны. Как это сделать? Вам помогут игрушки малыша. Поиграйте вместе с ними. Расскажите ребенку «страшную историю» про его любимую игрушку, которая не любила мыть лапки перед едой и из-за этого у нее разболелся животик.

Второй вариант игры: нарисуйте смываемым карандашом или маркером на ладошках малыша две рожицы и поиграйте в игру «Смой монстра». Под монстром может подразумеваться, например, микроб. Малыш будет наглядно видеть, что его руки до мытья были грязными (на них были микробы-рожицы), а после мытья – они освободились от плохих человечков.

Третий вариант игры: можно включить любимую песню малыша и поспорить с ним, успеет ли он быстро вымыть руки до ее окончания. Процесс мытья рук станет живым и веселым и ваш малыш быстро включится в соревнование (можно устроить соревнование на скорость мытья рук друг с другом, если у вас есть еще дети, или посоревноваться с малышом самим, с бабушкой и дедушкой и т.п.). Вариантов здесь может быть много. Вы можете сами придумывать условия игры.

Четвертый вариант: купите мягкое детское полотенце с изображением на нем героя мультфильма или просто зверька, птички, например уточки, и превратите мытье рук в кукольное шоу: «Кто хочет быть вымыт с помощью утки Кря-Кря»?

Также вы можете сделать процесс мытья рук ребенка более приятным, если дадите ему право выбора, например, мыла, которое ему нравится больше (твердое или жидкое, однотонное или разноцветное и т.д.), температуры воды (холодной или теплой). И не забывайте о значении собственного примера. Если вы сами не моете руки перед едой, ваш малыш вам никогда не поверит, что не умываться – это скучно, вредно и опасно.

Ситуация 2. Вам нужно дать ребенку лекарство.

Дети часто отказываются принимать лекарство из-за того, что оно может быть горьким, ребенок просто боится его принимать. Помогите ему. Пусть первую ложку лекарства ребенок сам даст выпить вам, покажите, что оно вовсе не горькое и не страшное.

Предоставьте ребенку свободу выбора – пусть он сам решит, кто будет давать ему лекарство (добрая бабушка или заботливая мама) и чем он хочет лекарство запивать. Здесь можно придумать вознаграждение для ребенка: например, если он выпьет лекарство, то сможет съесть что-нибудь вкусненькое (на его выбор).

Можно поиграть с ребенком в игру «Сок супергероя». Назовите лекарство каким-нибудь привлекательным названием, придумайте признаки силы, которую придаст ребенку каждая выпитая им ложка лекарства. Чем быстрее и охотнее он выпьет ложку этого «сока», тем быстрее станет «супергероем».

Для того чтобы лекарство не казалось ребенку слишком горьким, храните его в холодильнике. Низкая температура, по наблюдениям, «замораживает» горький вкус. Можно давать запивать лекарство шоколадным сиропом, он также перебивает горечь.

Ситуация 3. Вам нужно отвести ребенка к детскому стоматологу.

Дети часто начинают плакать, когда понимают, что мама ведет их к врачу. Особенно нервной обстановка становится, когда речь идет о детском стоматологе. Ваша задача – заранее подготовить ребенка к такому «неприятному» событию в его жизни. Если вы не сможете справиться с его страхами накануне, то перед порогом в кабинет врача вас настигнет истерика.

Чтобы справиться с этой ситуацией, психологи предлагают применить следующие приемы:

1. Постарайтесь обращаться к тому специалисту, который терпелив и ласков с детьми, умеет отвлечь их внимание от самого процесса осмотра и лечения.

2. Не называйте в присутствии ребенка врача только «врачом» или только «доктором». Постарайтесь внушить малышу, что вы идете к хорошему другу, доброму доктору Петру Петровичу, который лечит зубки детишек совсем не больно.

3. Поиграйте накануне похода к врачу в «Стоматолога» вместе с игрушками (куклами и медведями). Лечите вместе с ребенком зубки кукол и зверушек.

4. Объясните ребенку, что если он не будет бояться врача и позволит без слез осмотреть свой ротик, то после встречи с врачом вы сходите вместе с ним в какое-нибудь интересное место (например, в парк покататься на карусели или в зоопарк, в зависимости от пристрастий ребенка). Тогда неприятные воспоминания будут вытеснены из сознания ребенка
приятными.

Чтобы снять нервное напряжение у малыша, пока вы ожидаете приема врача, поиграйте с ним в игру «Я пришел к доктору и увидел…». Игра помогает переключить внимание ребенка с внутренних переживаний на внимательное изучение нового места. Начните фразу словами: «Я пришел к доктору и увидел…» – пусть малыш продолжит ваше высказывание, называя окружающие его предметы или людей. Например: «Я пришел к доктору и увидел киску на картинке на стене». Вы продолжите: «Мы пришли к доктору и увидели киску на картинке на стене…» И добавляете свой предмет: «…и красивый цветок в кадке на подоконнике», и т.д. От подобной игры время ожидания пройдет незаметно, а встревоженному ребенку игра поможет успокоиться.

В продолжение темы поговорим о том, как игровые ситуации помогают родителям во многих других случаях.

Автор: Ева Карий