Как я веду себя в тяжелой конфликтной ситуации

Мне доводилось несколько раз оказываться в ситуациях, которые сложно было назвать обычными, так как они требовали мобилизации всех внутренних ресурсов, предельного внимания и даже выхода за рамки привычных способов поведения.

Я говорю сейчас о серьезных конфликтах с людьми. Например, такой экстремальной ситуацией я считаю взаимодействие с агрессивно настроенной толпой или даже с одним человеком, который значительно превосходит меня силой. Я сталкивалась с подобными ситуациями во время работы в авиакомпании, когда мне приходилось урегулировать конфликты между пассажирами и сотрудниками аэропорта. Однако с агрессорами мы часто сталкиваемся и в обычной жизни. Как же себя вести, чтобы не оказаться жертвой обидчика?

Поскольку я с трудом представляю себя, «бьющей лицо» обидчику, все-таки я хрупкая женщина, а не самбист и уж тем более не боксер, а мои профессиональные обязанности часто подразумевали общение с людьми, находящимися в самых разных состояниях, мне не оставалось ничего другого, как научиться защищаться от агрессивно настроенных граждан психологическими методами. Ими я и хочу поделиться с вами. Буду рада, если вам найдется, что добавить к моим способам самозащиты.

Я не буду излагать здесь теорию конфликта. Речь пойдет лишь о конкретных приемах самозащиты при взаимодействии с враждебно настроенными людьми. Итак, правило первое. Не позволяйте врагам разозлить вас! Человек, теряющий самообладание уже не сможет остаться хозяином ситуации, агрессор моментально почувствует это, и битва будет проиграна!

Правило второе. Нельзя идти отвечать на обидные замечания обидчика, призванные спровоцировать вас на ответную агрессию. Если человек стремится вас уколоть, задеть за живое, вы должны держать себя в руках, как бы трудно вам ни было. Ведь единственная цель агрессора – слить свое эмоциональное напряжение. А для этого ему нужен повод – ваша ответная злость. Если он не получает такой отрицательной подпитки, его негатив быстро иссякнет, ему станет неинтересно ругаться с вами, и конфликт угаснет сам собой.

Правило третье. Если вы оказались среди враждебно настроенной толпы, которая если и не собирается вас бить, но твердо намерена выяснить отношения, прежде всего, не поворачивайтесь к людям спиной. Позаботьтесь о том, чтобы сзади у вас была стена или другая опора. Это психологический момент, который придаст вам уверенности. А демонстрировать слабость или неуверенность при взаимодействии с толпой очень опасно. Дело в том, что люди в толпе начинают действовать на основании инстинкта, стадного чувства, главной составляющей которого является принцип: «Бей слабого!». Вы должны производить впечатление человека, уверенного в себе, но не опасного.

Также избегайте смотреть в глаза агрессивно настроенным людям в толпе. Тот же инстинкт заставляет воспринимать прямой взгляд как вызов, он может спровоцировать нападение.

Обязательно удерживайте свою территорию. Если вы стоите за столом, не позволяйте людям переходить границу, отделяющую вас от них. Это важно, так как ограничивает их свободу действий и не позволяет полностью захватить контроль над ситуацией.

В разговоре избегайте слов, выдающих неуверенность, например, «не знаю», «может быть». Также не переборщите с прямыми отрицаниями, так как это может вызвать вспышку ярости. Ограничьтесь простыми предложениями, содержащими призыв к действию. Помните, толпа всегда подчиняется силе и уверенности.

Правило четвертое. Взаимодействуя с агрессором, не бойтесь нестандартных решений. Удивление, которое может вызвать ваше предложение, станет лучшим средством выбить у человека почву из-под ног и лишить его заряд ярости, который он собирался израсходовать на вас.

Конечно, есть и другие способы взаимодействовать с враждебно настроенными людьми, и умение справляться с самыми сложными ситуациями приходит с опытом. По моему мнению, главное – это внутренний настрой на победу и отсутствие ненависти.

автор статьи Чиркова Наталия