Как заниматься с детьми раннего возраста?

ребенокРанний возраст (1-3 года) очень продуктивен для малыша. В этот период его мозг активен как никогда. Поэтому многие специалисты считают, что заниматься с ребёнком нужно начинать как можно раньше.

Однако не всегда есть возможность отвести ребёнка в группу раннего развития, хорошо, что старательные мамы сами могут прекрасно позаниматься со своим малышом. Разберёмся, что же нужно знать, чтобы занятия в домашних условиях с ребёнком раннего возраста происходили максимально эффективно, в удовольствие, как для малыша, так и для мамы.

Во-первых, время занятия не должно превышать 30 мин. 15–20 минут – оптимальное количество времени для индивидуального занятия с ребёнком. Важно организовать занятия в одно и то же время (лучше выбрать утренние часы). Дисциплина приучит малыша быть активным именно в это время, не отвлекаться и не капризничать. Начинать и заканчивать занятия с малышом следует одной и той же песенкой, либо хороводом. Это условные сигналы начала и конца занятия, к которым ребёнок привыкает. Если звучит песенка, значит, сейчас мама будет с ним играть, ему понятно происходящее, он с удовольствием включается в работу.

Разберём подробнее, какие задания необходимо включать в занятие с малышом:
1. Интеллектуальная часть (направлена на развитие внимания, памяти и мышления). Темы могут самые разные. Например, на одном занятии вы можете изучать цвета (красный, жёлтый, зелёный). На втором занятии учить сравнивать предметы по размеру (где большой мишка, а где маленький?). На третьем – искать глаза, уши и ручки на голове у мишки.
2. Коммуникативная часть может быть тесно связана с интеллектуальной. «Найди глазки. Скажи мне, что ты нашёл?» Ребёнок озвучивает свои действия. Также существуют специальные упражнения для развития речи. Любое упражнение – это игровая ситуация, побуждающая ребёнка задействовать речь. К тебе пришла собачка, но она не выйдет из домика, пока ты не позовёшь её. «Иди, иди!» – показываете вы ребёнку, как звать собачку.
3. Мелкая (ручная) моторика. Мелкая моторика занимает особое место в развитии детей раннего возраста. Пальчиками дети учатся работать на протяжении всего дошкольного возраста. Центры, отвечающие за активизацию мелкой моторики, расположены по всему мозгу. Поэтому воздействие на руку – это, с нейропсихологической точки зрения, воздействие на весь мозг. Особенно на центры речи. Упражнения на развитие мелкой моторики могут быть самые различные – рисуем, лепим, рвём бумагу, ищем камушки в крупе.
4. Физическое воспитание. Ребёнку раннего возраста нужно двигаться, он растёт и развивается. Поэтому обязательно вводите в занятие подвижные игры, лазание, прыжки, перешагивания, специальные физкультурные минутки (на синхронизацию слов и движений).
5. Музыкальное воспитание. Главная образовательная задача музыки – воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку. Дети раннего возраста очень активны, поэтому с музыкальным сопровождением занятия проводить гораздо веселее.

Также полезно в свои домашние занятия включать: массаж (разминаем пальчики на руках и ногах, разминаем мочки ушей, ходим в носочках по ребристым поверхностям); упражнения на развитие дыхания (делаем воздушные пузыри, сдуваем листики с ладошки); упражнения на развитие слуха (угадай, на каком музыкальном инструменте я играю?). Занятия должны приносить радость ребёнку и маме. Пробуйте, экспериментируйте, и у вас всё получится!

Автор: Наталья Соколова