Когда учить ребенка есть самостоятельно

0001 Помогите ребенку успешно пройти такой важный этап в развитии, как освоение навыков самостоятельного питания.

Каждая мама мечтает о том, чтобы у ее ребенка была полноценная и счастливая жизнь. Но для этого ему обязательно нужно стать самостоятельным человеком. И все, чему так старательно учится ребенок с самых первых месяцев, направлено как раз на то, чтобы постепенно стать независимым от родителей. А взрослые должны помочь ему в этом.

Правда, некоторым родителям признать неизбежность таких перемен бывает крайне сложно, поэтому они методично оттягивают тот момент, когда малыш перестанет нуждаться в их постоянной помощи. Но такие мамы и папы не понимают, что они и свою жизнь усложняют, и на корню калечат судьбу собственного ребенка.

На самом деле основная цель родителей – привить крохе навыки самообслуживания и научить ими пользоваться в собственных же интересах. В такой ситуации важным становится ответ на вопрос, как долго надо кормить малыша «с ложечки» и когда ему надо начинать учиться есть самостоятельно.

У психологов и педиатров на этот счет есть четкая позиция.

Когда учить ребенка есть самостоятельно

Развивать навык самостоятельного питания нужно с тех самых пор, как только вы начали вводить прикорм – обычно это происходит примерно тогда, когда крохе исполнилось полгода.

Только не надо торопиться! Учтите, что чаще всего маленькому ребенку нужно какое-то время, чтобы освоить те или иные действия. И хотя опытным родителям известно, что порой срабатывают радикальные меры, но проще и полезнее все-таки ко всему идти постепенно.

Детская посуда

Обязательно дайте малышу его собственную ложку. Пускай сначала его движения будут неуклюжими и необоснованными, но учиться держать в руках ложку и привыкать к ней в 6–7 месяцев совсем не рано.
Спустя несколько месяцев ребенку можно будет выделить и персональную тарелку. Приобретите для его завтрака, обеда и ужина личные столовые приборы и посуду.

Хорошо, если на дне тарелок будут нарисованы известные малышу сказочные персонажи – тогда ему захочется поскорее «разделаться» с едой, чтобы увидеть любимого героя. Края тарелки тоже могут быть украшены яркими рисунками, буквами или цифрами – это полезно для развития воображения и интеллекта ребенка.

Удобной для освоения навыков самостоятельной еды считается тарелка, на внешней стороне дна которой есть присоска. Благодаря ей посуда крепится к поверхности столика.

Первое время кладите в тарелку ребенка немного еды, буквально одну-две ложки. Вы будете кормить кроху из основной посуды, а малыш – старательно изучать содержимое своей.

Кроме этого, любознательный кроха станет внимательно наблюдать за вами и, имея в руках собственный столовый прибор, вскоре захочет и сам попробовать попасть ложкой себе в ротик (такие упражнения, кроме всего прочего, активно способствуют развитию мелкой моторики и координации).
Сделать первые шаги к самостоятельной еде помогут также кусочки яблока, моркови или печенья. Ни один малыш не откажется взять кусочек и отправить его в рот. К тому же его так интересно держать в руке!
Когда учить ребенка есть самостоятельно

Самостоятельное питание: не все сразу

Важный момент в начале этого пути – не бояться испачкаться. Просто примите тот факт, что ребенок только учится, и смиритесь с тем, что все у него будет падать «мимо рта».

Подготовьтесь к этому заранее: купите длинный защитный передник с рукавами – он частично сможет защитить одежду маленького едока. Но еще лучше просто раздеть его. Правилам хорошего тона вы научите малыша чуть позже. А если сразу после еды вы протрете влажной тряпочкой все перепачканные поверхности, то легко избавитесь от последствий «пиршества».

Наберитесь терпения и не переживайте по поводу того, что малыш долго копается в тарелке и далеко не каждую ложку доносит до рта. Не надо стоять за спиной у ребенка и постоянно «подталкивать» его к действиям. На начальном этапе, возможно, следует просто заняться своими делами, находясь неподалеку.
Также не стоит отвлекать малыша за столом с помощью современных гаджетов, мультфильмов или занимательных историй. Пусть он ест сосредоточенно и фиксирует внимание только на самом процессе еды.

Для того чтобы все сложилось правильно, не давайте крохе перекусывать «сладеньким» и сажайте его за стол, только когда он действительно проголодался.

Психологи утверждают, что годовалый ребенок вполне может есть самостоятельно. Хорошо (но не обязательно), если это начнется немного раньше. А переходным этапом, скорее всего, станет кормление «в две руки»: малыш во время трапезы сможет зачерпнуть из тарелки ложку-другую, а основную часть порции он получит от вас.

Однако в этой ситуации слишком заботливая мама может стать серьезным препятствием на пути ребенка к самостоятельности. Поэтому как только вы увидели, что малыш неплохо овладел ложкой, – отойдите в сторону и позвольте ему самому освоить процесс приема пищи.

Зачастую именно мамы, которые постоянно хотят сделать «как лучше», боятся, что их ребенок останется голодным, и потому спешат накормить его, отбивая инициативу. А ведь известно, что любой человек, даже самый маленький, склонен идти по пути наименьшего сопротивления. Поэтому постепенно кормление в «две руки» перейдет в абсолютно материнскую прерогативу. И такая ситуация может сохраняться очень долго.

К сожалению, некоторые мамы не видят в этом никакой проблемы. Они недоумевают: «Разве это сложно – покормить собственного ребенка?» Конечно, несложно, но и неудобно. Ведь когда вся семья будет обедать, мама, вместо того чтобы поесть самой, будет занята кормлением вполне самостоятельного малыша…
Родители должны понимать, что научить маленького ребенка есть самостоятельно столь же важно, как научить его ходить и говорить.