Память, по желанию

памятьПамять является хранилищем информации, полученной человеком в течение жизни. Все, что проходит через процесс запоминания, может быть воспроизведено. Все, что остается за порогом осознания может никогда не проявиться. Люди с хорошей памятью умеют извлекать информацию в любой момент. Жалобы на плохую память связаны с недостатками именно функции воспроизведения. Информация была получена, но хранится в месте, куда попасть непросто.

Английский психолог Тони Бьюзен разработал методику, которая может помочь любому человеку улучшить свои мнемонические способности. Он выделил пять аспектов, влияющих на качество процесса вспоминания:

— степень первоначальности события;
— временная близость;
— наличие связей между событиями;
— отличие события от других;
— повторение освоенного.

Первоначальность. Человек лучше запоминает начало и окончание чего-либо и первое событие в ряду последующих повторений. На практике это знание можно использовать для организации учебного процесса. Например, изучать материал не 4 часа подряд, а разбить их на временные интервалы по 40 минут. Это позволит создать большее количество «первых и последних событий».

Близость по времени. Человек вспоминает ярче события, произошедшие недавно. На практике это знание можно применить перед важной встречей, докладом, экзаменом. Незадолго до назначенного мероприятия можно еще раз просмотреть необходимые материалы.

Связанность между событиями. Лучше воспроизводится материал, связанный с чем-то, нежели стоящий особняком. На практике это знание можно проявить, произвольно устанавливая связи между информационными блоками. Например, ведя конспекты.

Отличие от других. Воспроизведение событий необычных, странных происходит почти автоматически. Более того, такие события сохраняются в памяти на всю жизнь. На практике эту особенность можно использовать, сознательно окрашивая и придавая особенный смысл информации, которую необходимо запомнить.

Эффект повторения. Повторение в данном контексте не просто механическое действие. Это организованная серия возвратов к уже освоенной информации. 4–5 сознательных подходов переводят ее в отдел долгосрочной памяти. Первый раз просматривать изученный материал нужно не менее, чем через 10 минут. Мозг должен отдохнуть и провести интеграцию. Следующие подходы эффективнее делать соответственно через день, неделю, месяц и 4 месяца.