«После трех уже поздно»: воспитание детей раннего возраста по системе Масару Ибуки

akio_morita_masaru_ibuka_founder_sony_corporation
«После трех уже поздно» — книга японского автора, в которой сконцентрирован не только опыт воспитания детей в раннем возрасте, но и представлены исследования, имеющие неопровержимую ценность для специалистов в деле воспитания малышей. Все советы и рекомендации для родителей обоснованы, и доказано их влияние на целостное воспитание ребенка, которое продолжится и в последующие периоды детства.

Масару Ибуку — не только прогрессивный педагог, но и основатель корпорации Sony, выпускающей музыкальную технику. Поэтому многие исследования как раз касаются творческих способностей детей и возможности их развития уже в столь ранний период. Он стал сторонником концепции познания, разработанной Джоном Локком, когда новорожденный ребенок воспринимался как tabula rasa – чистая дощечка, на которой можно написать все, что угодно. Следовательно, именно от воспитания в его теории зависит, каким вырастет человек, что в нем будет заложено. И не признавался аспект генетической предрасположенности ребенка к развитию способностей, что на сегодняшний день вызывает сомнение ученых в области и генетики, и психологии, и педагогической науки. И, тем не менее, его рекомендации до сих пор применяются многими родителями и педагогами, вследствие их ценности для данного возраста, так как именно до трех лет развивается до 70-80% человеческого мозга, закладываются основы характера человека.

Книга предназначена, в основном, для родителей, и называется она в английском варианте «В детском саду уже поздно». Масару Ибука указывал на огромный потенциал ребенка в этом возрасте, его возможности в процессе обучения, и не столько для развития его таланта, сколько для развития личностных особенностей. Так, в его книге описаны наблюдения, которые проводились в его фирме, где дети обучались игре на скрипке. Автор считает, что именно игра на скрипке способствует формированию лидерских способностей детей. Ребенка 1,5-2-х лет не заставляют играть на инструменте, а, наоборот, создают ситуацию присутствия в классе, но невозможности играть, так как инструмент не предназначен для обычных манипуляций ребенка, как с игрушкой. Через 3-4 дня, ребенку объясняют, что могут дать ему скрипку, если он только будет пробовать играть на ней, как это делают другие дети, т.е. использовать по назначению.

Дополнительно было установлено, что дети до 3-х лет больше всего любят слушать классическую музыку, менее эмоционально относятся к популярным музыкальным произведениям и меньше всего настроены в восприятии на детские песенки. Тогда как в детских учреждениях обучение музыке проводится в точности наоборот. По мнению автора системы воспитания, детские песни менее напевны и имеют значительный содержательный аспект (слова, текст), что затрудняет восприятие музыки.

Масару Ибука уверен, что дети обладает способностями к переработке информации, к запоминанию и усвоению даже того, что тяжело дается взрослым. В детском саду при фирме Sony педагоги ежедневно учили с детьми маленькие стишки-четверостишия. Каждое четверостишие повторялось на следующий день после заучивания, а на третий день предлагалось новое. Ребенок мог удерживать в памяти и повторять до 180 стихов в год.

Важным автор считал и сохранение здоровья малышей. По его мнению, развитие должно происходить в комфортных для ребенка условиях. Родители должны внимательно отслеживать те моменты, когда ребенок становится готовым к восприятию нового опыта. Он предлагал начать раннее обучение детей катанию на роликах, еще до того, как малыш научится ходить. Катание на роликах помогает более быстрому передвижению ребенка без потребности удерживать равновесие при отрыве ноги от поверхности земли, как это происходит в акте хождения. Быстрое передвижение помогает также быстро и познавать окружающий мир, получать больше информации.

Общие советы к родителям не сложны, но требуют согласованности действий и мамы, и папы:
— не бояться чаще брать ребенка на руки или класть к себе в постель;
— не игнорировать детские страхи, плач или капризы – ребенок, таким образом, просит родителей о помощи;
— не нервничать и не конфликтовать, не ссориться в присутствии малыша – эмоции заразительны и легко передаются;
— чаще хвалить ребенка, замечать его успехи, не высмеивать и не унижать, особенно в присутствии других;
— создавать ситуации взаимодействия с другими детьми, не мешать им ссориться и мириться, что развивает общение у детей.

Советы Масару Ибуку родителям традиционны для европейского стиля воспитания, но значительно отличались от японских. И, тем не менее, многие современные родители во всех странах используют книгу «После трех уже поздно» как настольную в процессе всего периода раннего развития их малышей.