Прокрастинация – часть вторая. Как перестать откладывать важное «на потом»?

001С точки зрения психологии осознание проблемы – половина дела. Теперь, когда мы в состоянии сразу осознать, что начинаем прокрастинировать, у нас появляется выбор – продолжать откладывать, или начать работать над достижением цели. Чтобы не впадать в ступор от одной только формулировки «начать работать», сразу уточним, что предлагаемая схема — это перечень простых шагов, осуществляя которые можно проделать любой большой путь – реализовать любой грандиозный проект.

1. Пролить свет на неизвестность, чтобы избавиться от страха и тревоги. Психологам давно известно, что самое страшное для человека – неизвестность. Ведь все мы от рождения одарены фантазией и бурным воображением. Которые и вступают в свои права, как только хозяин сталкивается с чем-то неизвестным и непонятным. А уж они такого способны насочинять и навыдумывать, что обычная сдача отчёта может обернуться катастрофой вселенского масштаба. Понятно, что испытывая страх, хозяину ничего не остаётся делать, кроме как «тянуть до последнего».

Поэтому первым, чем стоит заняться, поймав себя на «откладывании», это сбором информации. Задача – пролить свет на неизвестность. Исследовать предстоящее дело, разобрать его и посмотреть, как оно работает. Когда нечто большое разобрано на мелкие составляющие, становится всё понятно, и страху неизвестности уже нет места. Любая задача состоит из подзадач. Их-то и нужно найти и записать. Помня, что вы проводите исследование, соберите максимум данных, касающихся каждого шага – подзадачи.

2. Сделать первый шаг. Разобрав задачу на составляющие, вы получили список подзадач. Теперь выберите из него самое простое. Пусть это будет самый мелкий шаг, самое элементарное действие. Его-то вы точно можете сделать прямо сейчас. Сделайте! А после того как выполните этот первый шаг, определите самое простое действие из оставшихся. И так далее, мелкими шагами.

3. «Я сделал, как мог. Кто может, пусть сделает лучше». Задача этого этапа – заранее позволить себе право на ошибки и на несовершенство.
Если в детстве ребёнка воспитывали на примерах других «более умных, успешных, целеустремлённых, аккуратных и т. д.» детей, то такому выросшему взрослому будет всегда мешать завершать начатые проекты страх перед конечной оценкой. Справиться с ним помогут простые вопросы: Что самое страшное произойдёт, если я допущу ошибку? Есть ли люди, которые не делают ошибок никогда?

4. «Я этого достоин!» Задача этапа – заранее позволить себе успех и смириться с ним.
Как ни странно, страх перед успехом тоже может спровоцировать прокрастинацию. Ведь любой успешный проект может вызвать изменения в жизни, к которым его исполнитель пока не готов. Например, за успех на работе может последовать повышение по службе. А это повлечёт за собой новые обязанности, увеличение подчинённых, уменьшение времени на личную жизнь. Поэтому также, как в предыдущем пункте, необходимо заранее разрешить себе предполагаемый успех. В идеале вы должны предвкушать успех и заранее им наслаждаться.

5. «Я никому ничего не должен – я сам этого хочу!» Задача – изменить негативные формулировки внутреннего диалога, на позитивные.
Чем чаще человек пользуется в диалоге с самим собой различными долженствованиями, тем меньше у него остаётся шансов на успех. Просто понаблюдайте за собой, сколько раз на дню вы «мотивируете» себя фразами «я должен это сделать», «это моя обязанность», «это необходимо». Выбросьте их из своего лексикона! Вы взрослый человек и никому ничего не должны. Вы или хотите что-то делать, или нет. Других вариантов не бывает.

6. Награда достаётся победителю. Задача этапа – придумать вторичную выгоду от действия, которое само по себе не является желанным.
Иногда, конечно, при трезвом размышлении, можно обнаружить, что не очень то и хотелось делать то, что нужно. Но при этом пользоваться кнутом «я должен», как мы выяснили, неэффективно. Здесь то и придёт на выручку «пряник». Придумайте себе награду, и пусть она греет вам душу, пока вы «отдаётесь долгу».

Автор психолог Рябова Светлана