Ребёнку три года — детский психологический кризис


Для кого-то это случается внезапно, кто-то оказывается теоретически более подготовлен, абсолютно ясно только одно – он неизбежен. Он – это кризис трехлетнего возраста. Неизбежен он, прежде всего, потому, что обусловлен не только психологически, но и физиологически. В этом возрасте происходит перестройки работы полушарий головного мозга, отныне их функции разделяются, как у взрослых. И, конечно, не стоит забывать о возрастных особенностях.

Как следует из названия, в среднем этот кризис наступает в 2,5-3 года, хотя в разных источниках цифры немного различаются: иногда называют временные рамки от 2 лет 10 месяцев до трех, иногда от двух лет до четырех, западные психологи вообще выделяют кризис двух лет как отдельный («эти ужасные двухлетки»). В общем и целом, все сводится к трем годам плюс-минус несколько месяцев.

Как правило, в три года ребенок уже неплохо говорит и многое может объяснить (что существенно облегчает жизнь родителям, в сравнении с предыдущими детскими кризисами, когда чувствовалось и хотелось гораздо больше, чем это можно было выразить). В тоже время он начинает осознавать себя в качестве личности отдельной и самостоятельной со всеми вытекающими последствиями: упорными попытками расширения границ, прав и свобод, отстаиванием права быть как взрослый, беспощадным бунтом против устоявшихся и устаревших (по его мнению) правил. Этот период развития характеризуется внезапным всплеском самостоятельности («Я сам!» по любому поводу), упрямства и негативизма (отказ даже от самого любимого и желанного просто потому, что кто-то это предложил, а не выбрал сам ребенок), грубости и деспотизма (он главный просто потому, что уже достаточно взрослый, чтобы быть главным. Он так решил) и болезненного самолюбия (при всем вышеперечисленном, в этом возрасте ребенок, как никогда, нуждается в одобрении и поддержки со стороны взрослых). Общение с ребенком начинает напоминать хождение по минному полю – очень сложно предугадать, когда и по какой причине раздастся взрыв.

Что же делать? Во-первых, запастись терпением и спокойствием. Во-вторых, поощрять самостоятельность и дать право выбора. В-третьих, не забывать анализировать возникающие конфликты и сложные ситуации (в том числе, и свои реакции на них) и, если уж наказывать, то за дело, по справедливости.

И, самое главное, помнить, что любой детский кризис – это естественный и необходимый этап в развитии. И он обязательно пройдет.

автор Дмитрий Коляденко