Система педагогических наук

Система педагогических наук

Рассмотрим основные ветви древа педагогической науки:

История педагогики изучает формирование воспитания как общественного явления. Лишь поняв прошлое, можно заглянуть в будущее.

Общая педагогика изучает и формирует точки зрения, формы и способы обучения и воспитания, которые являются совместными для любых возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составные части общей педагогики такие: теория воспитания, теория обучения и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная и школьная педагогика — это подсистема возрастной педагогики. Данные дисциплины осваивают закономерности воспитания детей дошкольного и школьного возраста. На современной стадии оканчивается оформление отдельных, самостоятельных педагогических дисциплин, что отражает характерные особенности воспитания в отдельных возрастных группах, либо типах учебно-воспитательных учреждений — садах, школах, профучилищах, колледжах и т. д.

Специальная педагогика дефектология это наука об особенностях формирования и закономерностях обучения и воспитания патологических детей, которые имеют физические или психические отклонения. В зависимости от вида дефектов, распознают такие ее направления, как: сурдопедагогика она изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика изучает закономерности слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика — изучает закономерности умственно отсталых детей; логопедагогика, разрабатывает вопросы исправления речи детей и подростков.

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования постигает и разрабатывает задачи обучения и воспитания учащихся ПТУ, а также средних специальных учебных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика работает над задачами перевоспитания правонарушителей различных возрастов.

Военная педагогика осваивает особенности воспитания воинов.

Педагогика высшей школы разрабатывает задачи обучения и воспитания студентов вузов.

Существенное место в системе педагогических знаний заняла история педагогики, так как она раскрывает историю развития теории и практики обучения и воспитания в различные исторические эпохи, различных стран и народов.