Степени умственной отсталости

Степени умственной отсталости

С раннего возраста можно заметить у детей отставание в развитии. Врач, например, может насторожится, если в определенный момент на лицо мамы ребенок не будет реагировать эмоционально. Признаками проблем могут быть и крайняя медлительность, вялость малыша. Дети с проблемами в интеллектуальном плане могут манипулировать длительное время одними и теми же игрушками или предметами, к новым играм они интереса практически не проявляют.

Порой дети начинают ходить или сидеть слишком поздно, не могут застегнуть пуговицы или усвоить какие-то другие самые простые навыки самообслуживания. Проявляется умственная отсталость обычно и в речи: малыш допускает грубые искажения звуков, произносит слова нечетко, словарь его расширяется очень медленно. Достаточно рано можно увидеть все подобные признаки. Увы, но только перед поступлением чада в школу начинают всерьез воспринимать их большинство родителей. Отсутствие готовности получать знания становится очевидным для всех.

Интеллектуальная недостаточность может выражаться в разной степени. Выделяют три формы – дебильность, имбецильность и идиотия (от более легкой к более тяжелой). Вполне удовлетворительная память может быть у детей, которым диагностирована дебильность. Они могут считать, неплохо музицировать и так далее. Но при этом к самостоятельным суждениям они могут быть не способны, отвлеченные понятия понимают с трудом. Мышление у таких детей узкое, поэтому они очень подвержены любому внешнему влиянию. Их очень просто вовлечь как в позитивную, так и в неблагоприятную деятельность.

Общеобразовательную программу дети с дебильностью усвоить не способны. Обучение их осуществляется в специализированных школах по адаптированным программам. Несложные виды труда при должной работе педагогов и семьи такие ребята могут выполнить, для семьи они далеко не всегда становятся постоянной обузой. Некоторым из детей удается даже преуспеть или же очень удачно адаптироваться.

Существенно тяжелее ситуация с имбецильностью. Обучению такие дети поддаются, но по самым ослабленным программам в особых образовательных учреждениях. Мышление у них конкретное, обобщать они вообще не умеют. Очень часто имеются проблемы с речью. Словарь таких детей скудный, звуки они произносят плохо. Профессией при определенном упорстве они овладеть могут, но, конечно, не столь успешно.
Идиотия – наиболее тяжелая форма. Навыки самообслуживания больные ей дети усвоить вообще не могут. Они не понимают общеизвестных вещей, не ориентируются на местности. Словарный запас таких детей может состоять всего из трех-пяти слов.