Такой разный ребенок

1Малыш сам ещё не знает, какой он на самом деле: добрый или злой, весёлый или грустный, заботливый или равнодушный, умный или не очень… Он чувствует, что окружающие ждут от него чего-то. Не понимая пока этих ожиданий, кроха, однако, интуитивно улавливает их.

Но вот беда – не всё, что от него требуется, он в состоянии выполнить. Малыш пытается стать таким, каким нужно папе и маме, воспитательнице и старшей сестре. Но получается далеко не всегда. И когда не выходит, кроха теряется, расстраивается, а потом начинает злиться, протестовать.

Что нужно, чтобы научить его ладить с окружающими и помочь вписаться в самые разные коллективы, но при этом не ломать и не подавлять личность? Попробуем разобраться.
Агрессивное поведение

Дома тихий, ласковый, покладистый карапуз внезапно открывается с иной стороны. Воспитатели будто рассказывают о другом ребёнке. Он и дерётся, и не слушается…

Чаще всего это говорит о том, что в семье к малышу предъявляют слишком суровые и «взрослые» требования, выполнить которые ему не по силам. Порой родители сами не сознают, что хотят от крохи невыполнимого. Случается, его бранят и наказывают без действительной вины, за естественные проявления детской живости, любознательности, за потребность во внимании и неумелую настойчивость. Малыш чувствует себя нелюбимым, ненужным. Садик воспринимает как «ссылку», куда его отправляют, потому что не хотят терпеть дома. Такой ребёнок может поверить в то, что он плохой. Дома, боясь расстроить маму или рассердить папу, кроха «затаится». В саду же, где окружающие ему безразличны, он будет «отрываться», выплёскивая подавленную обиду и злость. Такие дети нуждаются в открытых проявлениях любви со стороны родителей. Нужно прекратить критиковать и наказывать их.

Как можно чаще говорите малышу о том, что обожаете его, обеспечьте телесный контакт по максимуму (гладьте по голове, обнимайте, сажайте на колени). Начните играть вместе с крохой, и в процессе постепенно учите неагрессивному общению, сотрудничеству, подчинению правилам. Ну а что касается требований, то они должны соответствовать индивидуальным и возрастным возможностям ребёнка.
Как подменили

В общении с родителями кроха капризен, упрям, добивается своего истериками… Но если его на выходные «подкинуть» бабушке с дедушкой, он неожиданно превращается в спокойного малыша, легко подчиняется режиму! И при этом весел и ласков. «Как подменили…» – удивляетесь вы.

Нет, напротив, кроха становится самим собой. Истерические проявления дома и метаморфозы у бабушки свидетельствуют о том, что в общении с ребёнком именно вы (или муж) непоследовательны, не уверены в себе, часто раздражаетесь. Малыш не имеет чётко очерченных границ «можно – нельзя», ваши требования для него порой непредсказуемы. В то же время кроха чётко отслеживает ваше иррациональное чувство вины (уж не упрекаете ли вы себя в том, что плохо выполняете материнские обязанности?). Он знает, как болезненно вы реагируете на его крик и плач. Вот и манипулирует вами. А в доме у бабушки малыш попадает в иную систему отношений. Прежде всего это чёткие правила, выполнение которых не ставится под сомнение.

Бабушка сохраняет спокойствие, даже когда кроха чем-то «напоказ» недоволен. Она при этом не раздражается. Более того, не пугается истерик, хотя и не наказывает за них и не игнорирует. При этом у бабушки всегда находится минутка приласкать кроху, поиграть с ним и подурачиться. А ещё бабушка говорит о том, что кроха – «Божий дар и счастье неземное», да так, что малыш, не понимая значения этих слов, ощущает: он – драгоценный, единственный. И от этого сам становится спокойным и радостным. Вот и все бабушкины секреты…

Возможно, вам для того, чтобы постичь их, понадобится помощь психолога. Вместе вы выясните, отчего вы испытываете вину, почему так сильно боитесь, когда малыш кричит и стучит ножками. Разберётесь в причинах раздражения и обиды на кроху. А затем специалист научит вас управляться с этим ворохом чувств, сохраняя спокойствие и бесстрашие. Уверяем, малыш незамедлительно откликнется на произошедшие перемены и сам станет уравновешенным и радостным.
Полезный совет

Не бойтесь наблюдать за другими людьми и учиться азам общения с ребёнком. Согласитесь, ведь он не капризничает тогда, когда ему интересно. Подмечайте, на что откликается кроха, и пробуйте увлечь его.