Убить «хорошую девочку»


Как говорила одна большая еврейская мама: «Я вам сейчас скажу. А вы таки потом будете орать». Так вот. Хорошие девочки — это гадость. Это трусливые и лживые создания. И больше всего на свете они боятся разоблачений.

Сцена из фильма.

Мама с семилетней дочкой заходят в вагон поезда, располагаются в пустом купе. Девочка с любопытством оглядывается — на верхней полке лежат свернутые матрасы. Выбирает самый чистый, стягивает вниз. Мама говорит: «Положи на место и возьми тот, что похуже. Пусть другим достанется чистый. Надо о других заботиться».

Девочка замирает, смотрит на маму с изумлением. Мама довольна. Она воспитывает в дочке добродетель.

Крупный план — лицо девочки. У нее на голове шевелятся волосы. В соседний вагон заходит Джокер. Удар хлопушки. Снято.

Нет, постойте! При чем тут Джокер? Какое разоблачение?

Девочка хорошая.

Она выросла и заботится о других. Никогда не злится. В Прощеное воскресенье отвечает: «Бог простит, и я прощаю». Слушается батюшку. Все причины проблем находит в себе. Уходит от конфликтов. Не ругается. Боится расстроить и обидеть. Особенно маму. Она безотказна, непритязательна, довольствуется малым, помогает подругам и бедным родственникам. Содержит безработного мужа и взрослых сыновей. Спасает брата-наркомана. Терпит ненавистную работу, платит ипотеку. Жертвует отпуском. Живет ради близких. Молится, медитирует и проповедует безусловную любовь.

Джокер улыбается, заходит в купе и достает осколок зеркала.

«Моя хорошая маленькая девочка, — говорит Джокер и подмигивает, — мама ушла в вагон-ресторан. А у этого поезда сорваны тормоза. Он летит в пропасть. Рядом с нами — последний вагон. Я успею в него войти, отцеплю от состава, и вы помчитесь уже без меня. Но сначала я тебе кое-что покажу».

Джокер протягивает девочке осколок зеркала. Она смотрит в зеркало и видит себя — взрослую.

«Твои мечты не сбудутся никогда, — продолжает Джокер, — Ты не достигнешь своих целей. Потому что ты всегда будешь работать на других, обслуживать чужие цели и воплощать чужие мечты. Ты будешь очень удобной хорошей девочкой. Тебя будут использовать, но не смогут любить. Потому что тебя нет».

В осколке зеркала замелькали сцены.

Джокер показывает пальцем: «Смотри, — это твоя подруга. Она взяла твою идею, выдала за свою и получила работу твоей мечты! А что делать? Ты боялась собеседования. Муж был против твоей работы. Ты боялась потерять мужа. Хорошие девочки не высовываются. Кстати, у тебя не будет денег. А зачем они тебе? Ты же выше денег, ты одухотворенная. И пишешь стихи».

«А это — вообще песня! Ты и сестра влюбились в одного мужчину. Но ведь ты не эгоистка, правда? Ее счастье — важнее. А ты выйдешь замуж за его брата, ведь он так похож на мужчину твоей мечты. Которая сбылась не у тебя. Хорошие девочки должны жертвовать собой».

«А здесь — ты спасаешь наркомана. Орден бы тебе дать за такой подвиг! Наконец-то тебе есть, чем заняться! Ты нашла смысл жизни! Как же ты умно устроилась — собой можно не заниматься, не учиться, забить на свои способности! Утром проснулась — и сразу на работу, спасать! Ну да, ведь хорошие девочки не живут для себя!»

Девочка встает. В секунду она превращается в молодую девушку. И с размаху врезает Джокеру пощечину.

Джокер хватается за окровавленную щеку и хохочет: «А я-то тут при чем? Это же твой выбор! Ах, куда подевалась моя маленькая девочка? Окей, поговорим как взрослые люди!»

Джокер заламывает ей руку, вытаскивает в тамбур и рывком открывает дверь. Поезд с грохотом влетает в темный тоннель. Мелькают огни, свистит ветер.

Джокер кричит: «Ты никого не спасла! Ты хотела власти. Ты хотела все контролировать. Тобой управлял страх! Но ты врала про любовь!»

На стенах тоннеля мелькают кадры.

Джокер показывает: «Смотри — это твой сын! Своей опекой ты лишила его сил и сделала слабаком. Смотри — это твой муж! Своей жалостью ты убила в нем мужчину. Смотри — это последствия твоей лжи, гордыни и трусости! Ты думала, что спасателей любят? Спасателей ненавидят!»

Ловким движением Джокер вытаскивает наручники, пристегивает девушку к перилам вагона и отскакивает в сторону.

«Моя хорошая маленькая девочка! Тебе воздастся за все твои жертвы и страдания! Там — куда летит этот поезд!»

Он распахивает дверь, рвет отжимный рыжаг и прыгает в соседний вагон. Поезд стремительно удаляется в темноту, все дальше и дальше от вагона с Джокером.

Издалека доносится взрыв, скрежет и грохот.

Женщина открывает глаза. Рядом на столике надрывно звенит будильник. Солнечный луч падает на зеркало и разбивается на радужные осколки. Женщина встает. Ей пора на работу.

Спасать мир.

Автор — Юлия Колясникова