Учимся воспринимать критику правильно


Вряд ли среди нас найдутся люди, которые приходят в восторг, когда их критикуют. Критика указывает человеку на то, что ему стоит улучшить и над чем ему стоит работать как личности или как профессионалу. И действительно конструктивная критика вряд ли может быть приятной и восхваляющей, иначе какой в ней смысл?

Но, в то же время, критика не должна выбивать человека из колеи, наносить сокрушительный удар по самооценке и, в целом, иметь огромную власть над личностью. Но почему же многие люди, тем не менее, порой так боятся критики? Почему нам бывает так сложно принимать критику? Попробуем разобраться.

На самом деле, научиться тому, как правильно воспринимать критику не так сложно, нужно просто знать некоторые основы психологии.

Скорее всего, вы слышали от своих друзей фразы вроде: «Ну и что, что тебя кто-то там критикует, не расстраивайся ты так, критика этого человека не должна для тебя что-то значить». Но обычно такие фразы мало помогают, мы все-таки расстраиваемся, и, более того, критика какого-то конкретного человека действительно может для нас что-то значить. Вопрос в том, насколько много.

Свое самоуважение невозможно защитить, говоря, что другой человек настолько плох, что не подходит на роль вашего критика. Поэтому самоуважением стоит защищать иначе.

Существует несколько правил того, как правильно воспринимать критику. Советуем вам вспоминать эти правила первое время при беседе с любыми людьми и, особенно, в моменты, когда критика в ваш адрес вот-вот испортит вам настроение:

1. Критика должна быть справедливой и конструктивной. Критика не должна расстраивать, она должна приносить пользу и учить человека. Всем свойственно ошибаться. Если критика не является конструктивной, можно смело заявить о том, что вы не намерены выслушивать информацию в такой форме. Если ваш собеседник не может сделать это в позитивной и конструктивной форме, тогда это уже не критика, а, скорее, выяснение отношений.

Одно из первых правил того, как правильно воспринимать критику — научиться распознавать, действительно ли вас критикуют конструктивно и стоит ли вообще принимать критику в свой адрес от этого человека. Критика в достойной форме стоит внимания, а «наезды» лучше игнорировать, если человек не в состоянии выразить свою точку зрения в достойной форме.

2. Каждый человек, критикующий вас, может ошибаться в чем-либо, ведь все мы — люди. Тот, кто вас критикует — далеко не идеал. Просто человек высказывает свое мнение. Идеальных людей нет, поэтому, в таком случае, человек, который может вас критиковать, также наверняка получает критику в свой адрес. Это неизбежно. Так что вы не единственный человек, которого критикуют. Через это проходят все.

3. Если человек совершает ошибку, это не значит, что на него повесили ярлык «неудачник». Не ошибается тот, кто ничего не делает. Кроме того, когда случаются ошибки, очень полезно вспоминать о своих достижениях.

4. Никто не имеет права оценивать личное достоинство другого человека, можно оценивать только его дела и поступки (навыки, мастерство и т.д.) и критиковать их. Принимать критику также стоит, учитывая, что человек критикует не вашу личность в целом, а какие-то аспекты вашего поведения или ваш профессионализм.

5. Разные люди по-разному могут оценивать одного и того же человека, вне зависимости от его занятий и успехов. Критика это не снежный ком, поэтому одно нелестное высказывание в ваш адрес не может вызвать обвал и, тем более, депрессию.

6. Критика и неодобрение, конечно, могут вызывать негативные эмоции и причинять дискомфорт, но это проходит, поэтому вместо того, чтобы расстраиваться, лучше заниматься делами и работать над тем, что действительно можно улучшить.

7. Критика может расстроить человека только в том случае, если он верит в ее отрицательную окраску или подтекст. Если вы будете считать, что любая конструктивная критика приносит вам пользу (а так и есть), то вас будет трудно расстроить.

8. Неодобрение с чьей-то стороны не может продолжаться вечно. Споры и конфликты — это часть жизни. Со временем всегда можно прийти к компромиссу. Или же прекратить общение.

9. Если один человек критикует другого в конструктивной форме, он вовсе не подразумевает бесполезность и никчемность собеседника. Поэтому не воспринимайте критику на свой счет как окончательный приговор. Мы — живые люди, а не верховные судьи друг другу. Зачем наделять других людей бесконечной властью над своей личностью и своим настроением?

Итак, теперь вы знаете, как нужно правильно воспринимать критику, а также как нужно относиться к критикам. В одной из следующих статей мы рассмотрим техники поведения в ситуациях, когда вас критикуют.