Учитесь говорить «нет»

Учитесь говорить нет
«А можно тебя попросить сделать вот это?» Наверняка вы часто слышите подобный вопрос. И конечно же в большинстве случаев утвердительно отвечаете на него, беря на себя задачи, которые напрямую не относятся к списку ваших должностных обязанностей. В итоге вы заваливаетесь работой, задерживаетесь допоздна в офисе, чтобы выполнить все поручения. А сотрудники привыкают к безотказности и начинают все чаще пользоваться вашей душевной добротой или своим служебным положением, каждый раз увеличивая количество задач.

1 Как поставить на место коллегу?

Часто коллеги просят сделать что-то по большой дружбе. Они «давят» на ваше хорошее отношение лично к ним. Вы понимаете, что не можете бросить в беде боевого товарища. Нередко в таких случаях дело доходит до абсурда: менеджеру секретарь поручает помыть фрукты, потому что шквал звонков не позволяет ему отойти от телефона.
Для решения подобной проблемы дайте понять коллегам, что надо уважительно относиться к рабочему времени друг друга. В ответ на просьбу о помощи в вежливой форме скажите, что перед вами стоят серьезные и неотложные задачи по прямым должностным обязанностям.
2 Как попросить компенсацию за труд?

Наваливая на себя огромное количество задач, многие рассчитывают на скорое повышение в должности или зарплате. Скорее всего, эти мечты не сбудутся. Со стороны тех, кто ставит вам задачи, это выглядит как обычная нагрузка.
У трудоголиков и увлекающихся людей – иная мотивация делать все и за всех. Они с интересом выполняют поручения, потому что это области новых знаний и хорошая тренировка для мозга. Однако стоит помнить, что все знать невозможно, да и работу за несколько человек вы вряд ли переделаете. И даже если удастся выполнить все, качество, скорее всего, будет низким.
Справиться с этой неприятностью можно так: каждый раз открыто заявляйте, сколько времени вам потребуется на выполнение поставленной задачи, учитывая возможные форс-мажорные обстоятельства.
3 А вдруг обо мне плохо подумают?

Бывает, что поручения исходят от руководителей или сотрудников не вашего отдела. В таких случаях некоторые опасаются отказывать в помощи, заботясь о своей деловой репутации. Однако боязнь того, что о вас плохо подумают, чаще всего не подкрепляется реальными примерами.
Если же вы все-таки переживаете за мнение, которое формируется о вас среди коллег, сообщите о подобном поручении своему непосредственному начальнику. А коллеге скажите: «Мне ставит задачи мой руководитель, обратитесь с этой просьбой к нему». В такой ситуации все лишние задачи, не касающиеся вас, отпадут, а по другим будут определены объем и время.

4 Не берите на себя слишком много

Бывает так, что вы в компании – единственный специалист, который компетентен в выполнении всех поручений одного из направлений работы. Но из этой непростой ситуации можно найти выход.
Если количество задач и их объемы превышают возможные нормы и явно выходят за рамки рабочего дня, то поставьте вопрос или о приеме на работу еще одного специалиста, или о повышении зарплаты. Делая этот нелегкий выбор, будьте осторожны: всех денег не заработать. Даже самая лучшая работа и высокая зарплата не стоят вашего здоровья и полноценного отдыха.
5 Составьте план

В небольших компаниях часто отсутствует регламент постановки задач, и по роду своей деятельности вы не имеете начальника отдела. Ваш непосредственный руководитель – директор компании. В случае, когда некому контролировать вашу рабочую загрузку, вам придется самим позаботиться о себе. Особенно трудно, если каждый сотрудник компании вносит «вклад» в вашу работу и частенько говорит о необходимости оперативно воплотить в жизнь свои важные и талантливые идеи.
Самый простой и действенный способ решить эту проблему – правильно расставлять приоритетность задач по важности и срочности. На каждый день, неделю или месяц составляйте список дел. Когда к вам подходят с просьбой, которую нужно выполнить мгновенно, показывайте свои записи и вместе определяйте значимость только что поставленной задачи. И только если она действительно может «подвинуть» ранее запланированные, то меняйте график.
Через некоторое время коллеги привыкнут к тому, что задачи вам нужно ставить заблаговременно, а не в привычной русскому человеку манере: «дело должно было быть выполнено час назад». Руководство и сотрудники будут видеть ваш рабочий график и объем дел, а значит, не станут отвлекать по пустякам. А те дела, которые действительно требуют вашего внимания, будут выполнены качественно. Тогда ваш труд обязательно оценят.