Возрастные особенности полового воспитания детей или все о психосексуальном развитии

111Этапы психосексуального развития.

Новорожденный активно реагирует на осязательный контакт, например, когда кто-то из родителей его поглаживает, прижимает к себе, особенно- когда мама кормит грудью. Улыбки, комплекс оживления, другие признаки чувственного удовольствия со стороны недавно появившегося на свет малыша не кажутся взрослым чем-то «эротическим», но это и есть проявления младенческой сексуальности. Чем старше становится карапуз, тем лучше развивается его моторная координация, т.е. ручки становятся более послушными. И кроха, которому всего несколько месяцев, пробует трогать и исследовать свое тело, в том числе и половые органы. Заметив последнее, мамы и папы нередко начинают волноваться, полагая, что это служит ранним проявлением необузданной сексуальности или каких-то патологий. На самом деле, подобно поведение совершенно нормально. Малыш изучает свое тело — его строение, возможности, ощущения. Собственно, половое воспитание детей со стороны родителей в этом возрасте заключается в том, чтобы малышу хватало родительского тепла, тактильных ласк, эмоционального общения.

В возрасте 1-2 лет дети уже достаточно хорошо управляют своими ручками и другими частями тела и могут пробовать мастурбировать в той или иной форме (в том числе и без помощи рук), целенаправленно доставляя себе удовольствие, а также использовать мастурбацию как способ успокоения, например, перед сном. Это тоже вариант нормы, но и отсутствие мастурбации в детстве отклонением от нормы не считается. Суть полового воспитания ребенка на этом этапе психосексуального развития заключается в том, чтобы он полностью освоился со своим телом. Родители должны спокойно относиться к знакомству крохи со своими гениталиями, ведь на этом этапе психосексуального развития ему одинаково интересно «поковыряться» в ушах или в половых органах.

В 2 годика малыш знает названия частей своего тела.

В 2,5- 3 года ребенок переходит на следующий этап психосексуального развития. Он способен отличить девочку от мальчика и начинает осознавать свою половую принадлежность и ее неизменность. Вот тут у взрослых могут возникнуть проблемы в половом воспитании ребятенка, который пробует сравнивать свое строение и строение родителей и других людей. Карапуз может задавать вопросы, пытаться посмотреть, что же у других людей под одеждой спрятано. Главное — реагировать спокойно, без бури эмоций, чтобы не акцентировать внимание ребенка на этой теме. Спокойно объясняем на детском уровне и переключаем внимание.

К 4 годам у ребенка формируется достаточно полное осознание своей половой принадлежности; нередко вместе с этим значительно увеличивается и интерес к гениталиям – как своим, так и посторонним. Важно, чтобы в этот период психосексуального развития ему не внушили отношение к телу вообще, и гениталиям в частности, как к чему-то постыдному. Основная задача полового воспитания детей в этот период — это именно не создать ребенку комплексов из-за того, что он, к примеру, чересчур активно интересуется отличиями девочек от мальчиков.

В возрасте от 4 до 5 лет дети переходят на следующий этап психосексуального развития: они ясно осознают свою наготу и стесняются раздеваться. С этого возраста взрослым пора относиться к отправлению естественных надобностей дошкольника как к его интимному делу. Малыш начинает понимать многие общественные сексуальные табу. Становятся уместны и полезны многочисленные беседы, чтобы он лучше усвоил социальные нормы. В качестве примера можно привеcти книгу Виржинии Дюмон: «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет», которая во всем мире считается одним из лучших образцов такого рода литературы, адресованной детям.

psychosexualnoe_razvitieВ старшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно подражать кому-то из взрослых, чаще — одному из родителей. От того, какой опыт извлечет он из примеров, поданных окружающими в этот период, зависят его способности к эмоциональной близости с другими людьми. Соответственно, задача полового воспитания старших дошкольников следующая: демонстрация гармоничных, доверительных, уважительных отношений между значимыми для ребенка взрослыми (мамой и папой, бабушкой и дедушкой и так далее).
У школьников 7 — 10 лет формируется модель полового поведения. Хотя дети в этот период очень часто дружат «мальчики против девочек», но появляются первые серьезные привязанности, первые попытки флирта и ухаживаний, первые переживания и разбитые сердца.

В подростковом возрасте мы видим итог полового воспитания ребенка. Конечно, кризис сказывается и на этой стороне жизни подростка. Но это происходит в гораздо меньшей степени, если ребенок удачно прошел все этапы развития, у него сформированы доверительные отношения с родителями, он принимает и понимаем изменения своего тела.

На выходе мы имеем человека, успешно прошедшего все этапы психосексуального развития, спокойно принимающего свою сексуальность, придерживающего социальных норм, чувствующегося себя комфортно при общении с противоположным полом. Если все действительно так, то это значит, что половое воспитание ребенка успешно завершено!