Жизненный сценарий и жизненный путь

Жизненный сценарий и жизненный путьВопрос о том, что такое судьба человека остается открытым по сей день. Предопределена ли она, а может, человек сам управляет событиями и последствиями своих действий? В рамках трансакционного анализа судьба человека рассматривается как акт разумного отношения к требованиям окружающего мира, основанного на следовании жизненному сценарию и выборе жизненного пути.

Сценарии жизни изначально формируются из планирования будущего. Отправная точка таких действий находится в раннем детском возрасте. Жизненные сценарии создаются в основном под родительским влиянием. Порой такое влияние оказывается сильнее, чем сознательное сопротивление или свобода выбора, но не формирует окончательную и незыблемую формулу.

Сценарий судьбы можно сравнить со сценарием театральной постановки:

1. Он ограничен в темах.

2. Определенное течение жизни чаще всего приводит к прогнозируемому результату (если не случается спонтанных помех или препятствий).

3. Сценарий требует усовершенствования и репетиций до выхода на основную сцену. Жизненный сценарий начинает закладываться в детском возрасте, когда сфера общения ограничивается членами семьи или лицами, семью заменяющими. Отношения, формирующиеся на данном этапе, стереотипны – они сходятся к заботе родителей о младенце. По мере взросления в жизнь ребенка входят сказочные или мифологические персонажи, начинает развиваться игровая деятельность. Запускается механизм развития фантазии и способов чувствования. В подростковом возрасте круг общения расширяется. Подросток начинает интуитивно подбирать «персонажей», соответствующих его ожиданиям. Суть сценария сохраняется, но способы действий претерпевают некоторые изменения. Происходит адаптация, которая придает сценарию форму.

4. Практически всегда в сценарии имеется ограниченный набор ролей: хорошие и плохие, счастливчики и неудачники, покорившие вершины и поверженные.

5. Все сценарии в итоге направлены на поиск «значимых» людей. Человек из всего многообразия находит тех субъектов, с которыми общаться может и знает как.

6. Все сценарии планируются и мотивируются заранее.

Жизненные сценарии в большинстве определяются родительским программированием. Это происходит для решения трех основных задач:

— для формирования цели (иначе любому человеку пришлось бы выходить в большой мир невооруженным)

— для ассимиляции приемлемых способов структурирования времени

— для обучения (самостоятельный опыт эффективен, когда имеется начальная база)

Жизненный сценарий, имеющий корни в переданном родителями опыте и системе знаний, осуществляет планирование. Жизненный путь – то, что имеет место в действительности. Именно на этом этапе возможно проявление независимости человека.

Резюмирую все вышесказанное, получается такая картина. В детстве у нас формируется жизненный сченарий. То есть нам как бы выдают некую роль на всю жизнь. Какое-то время (подростковый период) мы ее репетируем, а потом (во взрослой жизни) начинаем играть. Каждый играет по-своему, но конечно в пределах, полученной роли (иллюзия свободы выбора поведения). Некторые могут отказаться от своей роли и самостоятельно выбрать другую, но таких очень мало.