Индивидуальные особенности детей

child_v_igreРазличен темп развития детей, быстрота формирования умений, навыков. Один ребенок, утром сделав первые неловкие самостоятельные шаги, к вечеру того же дня начинает ходить, в то время как у другого от первых шагов до окончательного оформления ходьбы проходит 710 дней. Различна также пищевая и тактильная возбудимость. Дети с повышенной пищевой возбудимостью не могут спокойно ждать при наступлении чувства голода, их нужно кормить первыми, не ожидая отрицательной реакции и в то же время постепенно приучая сдерживать свое желание. Если же у детей повышена тактильная чувствительность, они с трудом переносят боль и резко реагируют на изменение температуры воды, воздуха.

Надо учитывать эти особенности во время медицинских процедур и лишь осторожно воспитывать большую выносливость, закалять ребенка. Быстрота и характер засыпания у детей также различны. Одни дети засыпают быстро, спокойно, что характеризует способность их нервной системы легко переходить из деятельного состояния в состояние торможения. Другие дети засыпают хотя и спокойно, по медленно. Переход от бодрого, деятельного состояния ко сну у них происходит лишь постепенно. Так же различны быстрота пробуждения и последующее состояние. Одни дети, проснувшись, сразу открывают глаза, бодры, готовы к деятельности. У других процесс пробуждения замедлен: перед тем как окончательно проснуться, они сначала ворочаются в кровати, то открывая, то снова закрывая глаза; даже проснувшись, дети сначала несколько вялы и только спустя некоторое время становятся активными. Такое различие в процессах засыпания и пробуждения говорит о различной подвижности нервных процессов. В зависимости от этих особенностей нужно применять различные воспитательные приемы. Так, детей, которые засыпают спокойно, но медленно, надо уложить первыми, чтобы они успели выспаться.

Детей, которые просыпаются бодрыми, нельзя задерживать в кровати, надо создать им условия для активного поведения: маленького ребенка, ласково поговорив с ним, следует положить в манеж, старшему предложить одеваться, а затем помогать при одевании других детей. Совсем иной подход нужен к ребенку, который после пробуждения бывает вялым. Заметив первые признаки пробуждения, надо, подойдя к ребенку, чем-то заинтересовать его, чтобы помочь быстрее прийти в хорошее, бодрое состояние, но не торопить его одеваться. Ярко проявляются индивидуальные особенности детей и в игре, в занятиях. Один ребенок, получив задание воспитательницы, сразу оставляет свое занятие и, не отвлекаясь по пути ничем другим, хорошо выполняет поручение, а затем снова возвращается к прежнему занятию, что говорит о хорошей подвижности нервных процессов и устойчивом внимании. Другой не может быстро переключиться с одной деятельности на другую и нуждается в дополнительном побуждении. От ребенка с замедленным темпом реакций нельзя требовать непосильной для него быстроты выполнения указаний, надо терпеливо, спокойно подождать. По-разному проявляется у детей начало болезни, по-разному приспособляются они к перемене условий жизни, различна устойчивость эмоционального состояния (один, расстроившись, долго не может успокоиться, у другого еще не высохли слезы, а он уже улыбается).