Как не потерять и улучшить память

0001 Природа подарила человеку удивительное качество — память. Детская память острая, цепкая. С возрастом она ухудшается. Однако это правильно только в целом. В жизни все намного сложнее. У некоторых детей, живущих в семье, где никто ничем не интересуется, тоже память гораздо хуже, чем у детей, которых все время побуждают тренировать память. Иногда пожилые люди имеют завидную память.

Качество памяти связано с тем, сколько информации перерабатывается мозгом. Чем больше тренировка, тем лучше это свойство мозга. Можно провести параллель со спортом: чтобы побить рекорд в беге, надо бегать. А чтобы иметь хорошую память, надо об этом вовремя позаботиться. Иначе человек станет Иваном, не помнящим родства, его мозг вообще заснет. Но это самый грустный финал.

В качестве конкретного примера оценим роль памяти при изучении иностранного языка.
Здесь требуется хорошая память, умение ее настраивать, использовать приемы сохранения знаний на длительное время. Существуют основные закономерности в процессе развития памяти. И важно выработать в себе привычки, которые помогут это делать регулярно. Про псевдоположительные привычки можно почитать в статье, которую мы публиковали раньше Что такое псевдо положительные привычки?

Большие трудности в иностранном языке вызывает запоминание слов. Преодолеть этот барьер помогут следующие правила и советы.

Правило 1. Новые слова воспринимаются мозгом и отправляются на первую ступень запоминания, под названием кратковременная память. Через 20 минут информация отправляется на более высокую ступень долговременной памяти. В это время нужно повторять слова. Окончательно слова запоминаются в течение ряда дней при условии их повторения.
Совет: соблюдать принцип 2-х ступеней памяти — краткосрочной и долгосрочной.

Правило 2. Для совершенствования памяти должна быть мотивация. Только тогда мозг будет стараться ее активизировать. Иначе, если вы сами себя обманываете, и, например, иностранный язык вам не очень нужен, вы не сможете получить положительный результат.
Совет: Важно сформулировать цель, ради которой надо повысить качество памяти.

Правило третье. Все усилия запомнить полученную информацию обречены на неудачу, если голова серьезно занята решением других проблем. Помехой может стать банальное чувство голода или холод в помещении.
Совет: Спокойная окружающая обстановка является важным фактором совершенствования памяти.

Правило 4. Если вы занимаетесь с педагогом, то он должен вызывать симпатию. Иначе сколько бы вы себя не уговаривали, что надо учить слова, ничего не получится.
Совет: выбор хорошего педагога экономит время для занятий и развивает память.

Правило 5. Развитие понятийной сферы мозга связано с другим качеством, необходимым для работы с информацией – вниманием. Есть люди, которые слышат себя и больше никого. Им можно что-то долго повторять одно и то же. Но человек в тот же миг все это забудет, если вообще услышит. И не имеет никакого значения его память. Он был невнимателен.
Совет: память и внимание – два фактора единого процесса запоминания.

Правило 6. Нужно воспользоваться специальными методиками по тренировке памяти. Наука психология имеет в своем арсенале самые разнообразные и интересные способы. Следует выбрать несколько понравившихся приемов и взять их на вооружение.
Совет: ускорить процесс формирования хорошей памяти с помощью специальных методов.

Правило 7. Не следует прерывать занятия. Особенно это недопустимо в самом начале процесса. Главная ошибка и причина неудач при освоении иностранного языка кроется именно в неоправданных перерывах.
Совет: работать надо систематически.

Соблюдая эти правила, можно в довольно короткий срок развить память и добиться успеха.