Как правильно критиковать ребенка
С первого осознанно произнесенного «мама» начинается лавинообразное развитие речи у ребенка. Уровень владения языком и развитый словарный запас характеризует культурного человека. Родительское слово может вдохновить ребенка на подвиги и поддержать в трудной ситуации.
Но, кроме необходимых слов поддержки и подбадриваний, ребенку необходимо давать и обратную связь о его поведении и о нем самом. И эта обратная связь выражается при помощи критики.
Критика имеет очень большое значение при воспитании человека. Она служит своеобразным рычагом, который не дает уверенности в себе и своих силах перерасти в самоуверенность. Умение правильно воспринимать критику – важное качество, которое пригодится в будущем. Но правильное восприятие критических замечаний формируется самой формой этой критики, особенно на первых порах ее применения.
Поэтому важным фактором, влияющим на развитие и воспитание ребенка, является умение родителей правильно высказывать критику в адрес своих детей.
Как же высказывать критику правильно, и как она влияет на развитие уверенности в себе?
Первое и очень важное правило, которое следует помнить: критика должна касаться поведения, поступков либо деятельности, но ни в коем случае не должна распространяться на личность ребенка. Пример: «Твое поведение, когда ты бегал и кричал, мне мешало», но ни в коем случае не «ты мне мешал».
Неправильно выраженная критика в адрес ребенка может нарушить его внутреннюю уверенность в том, что он хороший и его любят. Ребенок может воспринять критику, как характеристику себя или отношения родителей к себе.
Второе:
В случае критики поведения необходимо обозначить временные рамки, на которые распространяется критическое замечание. Чтобы у ребенка не сложилось впечатление о том, что какое-то его поведение недопустимо всегда, либо он всегда вызывает определенные негативные чувства у родителей.
Пример: «мне не понравилось, когда ты бегал и кричал в магазине» Потому что в случае спортивных игр бегать и кричать не только не возбраняется, но даже является необходимостью.
Третье:
Ваша критика не должна носить характер только констатации факта. Просто констатация факта выражает ваше отношение к какому-либо аспекту поведения вашего ребенка. В ней не заложены причины, объясняющие вашу реакцию, либо анализирующие ситуацию.
При высказывании критических замечаний следует объяснять свою позицию.
Пример: «Твое поведение сегодня у наших соседей меня раздражало, потому что…»
Четвертое:
В критических замечаний должен содержаться стимул для развития и, по возможности, указываться направление движения.
Пример: «У тебя не получается сделать что-то потому, что…, если ты попробуешь исправить (указать что конкретно), то у тебя получится лучше».
Придерживаясь этих правил, вы сможете выказать свое отношение к поведению, либо деятельности ребенка; объяснить свое отношение и сделать его более понятным ребенку; объясните, что ему необходимо что-то изменить и укажите, в каком направлении он может двигаться.
Следует помнить при этом, что важно оставить ребенку максимум свободы в определении того, стоит ли ему что-то менять или нет, и если да, то как.
С критикой можно соглашаться или нет. И ребенок, как и взрослый, может пользоваться этим правом.
В не зависимости от того, согласится ли ребенок с критикой, он научится правильно выслушивать ее. А в дальнейшем сможет уже во взрослой жизни видеть даже в неправильно сформулированных критических замечаниях подспорье для своего позитивного изменения.
Умение правильно реагировать на критику – важная характеристика уверенной в себе личности. Но и это умение, как составную часть уверенности в себе, следует правильно воспитывать.
Критикуйте своих детей правильно, не оскорбляя и не унижая их чувство собственного достоинства, научите их делать выводы из критических замечаний, и они будут уверенными в себе, самостоятельными и самодостаточными личностями.
Бодиков Максим Михайлович