Методы стимулирования

Методы стимулирования

Стимулировать — означает побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Назначенное стимулирующее влияние уже заложено внутри каждого метода. Хотя существуют методы, главным назначением которых является — оказывать дополнительное стимулирующее воздействие и увеличивать действие остальных методов, которые по отношению к стимулирующим (или дополнительным) называют основными.Соревнование. Тяготение к лидерству, приоритету, самоутверждение характерно всем людям, в частности подрастающему поколению. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим примерам соперничества спортивного. Главная его задача — не позволить соревнованию дегенерировать в грубое соперничество и во влечение к лидерству любым способом.

Поощрение. Поощрение — это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем заключается социальное признание того подхода, образа действия и отношения к действию, что выбраны и осуществятся. Поощренный чувствует ощущение удовлетворенности, оно, пробуждает у него приток сил, увлечение энергии, придает уверенности в своих силах и, следовательно, сопутствуется высоким усердием и эффективностью. Основным эффектом от поощрения является появление актуального желания вести себя и действовать так, чтобы ощущать данную психическую удовлетворенность как можно чаще. Вместе с тем, поощрение не должно возникать часто, так как это может привести к обесцениванию, ожиданию вознаграждения за незначительный успех.

Наказание. Наказание можно назвать самым древним методом воспитания. На древних папирусах, на тему педагогического воспитания можно увидеть мальчика в типичном положении и учителя с розгами над ним. Аргументируя верности наказания как метода воспитания А. С. Макаренко говорил: «Разумная система взысканий не только закончена, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Наказание — это самоутверждение наоборот, оно вызывает нужду поменять свое поведение, а если планировать будущую деятельность, то чувство страха испытать еще раз комплекс неприятных ощущений. Основное ощущение наказанного это ощущение отчужденности, отстраненности от остальных, от общества. А. С. Макаренко назвал данное состояние «выталкивание из общих рядов». Поэтому не рекомендуют общественные наказания, так как при них формируются ситуации для сплочения на болезненной основе. Педагогические требования к использованию мер наказания суть такие:

1. нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2. нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

3. сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

4. строго соблюдать педагогический такт;

5. опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6. учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.