Образ семьи — читать на starkov.su

001Образ семьи
В последние годы появились исследования, касающиеся образа семьи, ребенка, мужчины и женщины, партнера и супруга (Ковалев С. В., 1988, 1989, Дружинин В. Н., 1996; Москвичева Н. Л., 1999; Шнейдер Л. Д., 2000, Ситников В. Л., 2001; Андреева Т. В., 1989, 1998, 2004).
В исследовании Н. Л. Москвичевой представлений студентов о семье изучались при помощи модифицированного варианта проективной методики незаконченных предложений (Москвичева Н. Л., 2000,2003). Респондентам предлагалось в свободной форме продолжить фразу Семья для меня — это… и указать возникающие при этом ассоциативные образы.
В результате автор выделила четыре основных типа представлений студенческой семьи:

теплый круг общения — интимные межличностные отношения и общение; любовь, взаимопонимание, принятие, эмоциональная поддержка (ассоциативные образы: домашнее тепло; круглый стол, изобилие, мягкие кресла вокруг камина) — 40,4%

стабильный организм — естественный единый организм, целостный процесс жизнедеятельности, сообщество помогающих друг другу людей, связанных родством (дерево с корнями и кроной, муравейник, пчелиное гнездо) — 19,9%;

убежище — это убежище от трудностей внешнего мира (островок в бушующем море, норка, крепость) — 24,8%;

взаимная ответственность — (чистый лист бумаги, где фиксируются все позитивные и негативные события) — 14,1%.

Cреди многих аспектов семейных отношений студенты выделили ограниченный круг вопросов, касающихся преимущественно аффилиативных потребностей, потребностей в подтверждении ценности и значимости своего Я, некоторых витальных потребностей и потребностей в чувстве безопасности. При этом практически не упоминались аспекты семейных отношений, связанные со стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию, удовлетворением индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, самореализации в детях и др.

Полученная картина отражает специфичность представлений о семье студентов, еще не имеющих опыта супружеской жизни.
Согласно полученным данным, женщинам более близок образ теплый круг общения убежище, а мужчинам — представление о семье как организме. Для экстерналов с высоким уровнем тревожности более характерно представление о семье как об убежище, а для интерналов с высокой тревожностью — как взаимной ответственности.

Исследования студенток Санкт-Петербургского университета и Балтийского института экологии, политики и права показали, что в возрасте 19- 21 года девушки ориентируются на эгалитарную модель бракаобраз семьи в котором практически все хозяйственно-бытовые обязанности — покупка продуктов, стирка, приготовление пищи и т. д. — выполняются совместно. Из предложенных бытовых обязанностей девушки отводят будущему мужу ремонт дома. Студентки более старшего возраста (возраст обучающихся на заочном отделении, как правило, составляет 25-35 лет, многие из них замужем) склонны относить часть бытовых забот к чисто женской обязанности.