Особенности психологии подростка

001

Психическое развитие отрока проходит на фоне интенсивного полового созревания и физического развития. Резкие перепады настроения, упадок сил, психологический и физический дискомфорт, плохое самочувствие, неуклюжесть, снижение работоспособности в начале отрочества ведёт к проблемам в общении и снижению успеваемости.
Среди сверстников могут выделяться акселераты (опережающие своих сверстников по физическому развитию) и реторданты (отстающие в физическом развитии). Учёба подростка отходит на второй план, приоритетной деятельностью становится общение интимно-личностного характера. В дружеском общении со сверстниками он познаёт себя, выбирает себе нравственные ориентиры, идеалы, принципы. В этот период наиболее интенсивно развивается самосознание.

Интеллектуальное развитие, физическое и половое созревание, ориентация в социальном и предметном мире, появление собственных норм, идеалов, представлений о себе и своих возможностях в построении социальных контактов приводят к формированию новообразования возраста – чувства взрослости, которое заключается в нежелании подростка быть ребёнком в глазах окружающих. Но быть взрослым ему обычно удаётся только внешне. Выражается это в своего рода повторении привычек, манер взрослых. Результатом чувства взрослости является подростковый кризис, суть которого – стремление к отчуждению от близких взрослых, проявлению собственной самостоятельности, индивидуальности. На данном этапе очень важно правильно организовать деятельность подросткового коллектива, позволить ему заниматься самостоятельной деятельностью в нужном направлении.