Поведение молодежи в преддверии брака — читать на starkov.su

001Юность и ранняя молодость периоды подготовки и начала взрослой жизни, время надежд и разочарований, грандиозных планов и первых попыток их осуществления.
Характер общения молодежи, предбрачного поведения, ухаживания, проявления чувств и вступления в брак изменялись на протяжений XX века, что в настоящий момент нашло отражение в своеобразии взглядов последних поколений на брак и семью. В соответствии с этими взглядами стала иной и поведенческая реальность.
В настоящее время в мире возникает новое понимание норм сексуального поведения и соответствующих моральных установок. Молодежь раньше созревает физически, раньше начинает половую жизнь. Изменился процесс выбора супруга и отношение к браку в целом. Среди наиболее существенных тенденций здесь можно выделить следующие.

Приоритет личных качеств, а не социальных
характеристик при выборе супруга .
Это наблюдение относится прежде всего к развитым странам. С одной стороны, это позитивное явление, так как позволяет формировать супружество на основе более глубоких душевных отношений, однако с другой стороны потенциально является фактором нестабильности. Сами идеальные представления о партнере могут быть нереалистичны. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис пишут, что ошибочный выбор партнера у обращающихся в психотерапевтическую консультацию членов дисфункциональных семей наиболее часто связан с ожиданиями, что муж/жена будут напоминать отца/мать. В браках rid любви и ради любви иногда преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенные сексуальные фантазии (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000).

В последнее время в России наблюдается и противоположная тенденция некоторый рост значимости материального фактора при вступлении в брак. От 12 до 36% различных возрастных категорий опрошенных хотели бы иметь возможность жениться (выйти замуж) по причине богатства партнера (Молодежь-97, 1997).

Рост ожиданий и требований, предъявляемых молодыми людьми к семейной жизни
По мнению некоторых американских исследователей, ничто так не изменилось в мире, как представления и психология женщин о том, каким должен быть брак
(Ароне К., 1995)

ПРИМЕР: Вступление в брак в XIX веке очень образно описано Л. Толстым при передачи им переживаний княгини Щербацкой в связи с замужеством ее трех дочерей: Сама княгиня вышла замуж 30 лет тому назад, по сватовству тетушки. Жених, о котором все уже было вперед известно, приехал, увидал невесту, и его увидали; сваха тетка узнала и передала взаимно произведенное впечатление; впечатление было хорошее; потом в назначенный день было сделано родителям и принято ожидаемое предложение. Все произошло очень легко и просто. По крайней мере, так казалось княгине. Но на своих дочерях она испытала, как нелегко и непросто это, кажущееся обыкновенным, дело выдавать дочерей замуж (Л. Н. Толстой, Анна Каренина, т. 1. с. 51).

Эта цитата иллюстрирует, что со стороны избранника (избранницы) требования к индивидуальным особенностям будущего супруга (супруги) были минимальны: главным считались однородность социально-экономического положения (брать по себе), этнических и религиозных характеристик, при выборе учитывалась репутация семьи избранника и самого суженого. При этом, как в процитированном примере, супруги мирно и слаженно, благополучно улаживая конфликтные ситуации, живут в браке 30 и более лет.

В настоящее время выросли требования именно к личностным особенностям партнера. В нашем исследовании образа будущего супруга (супруги) у студентов университета (Андреева Т. В., 2004) оказалось, что значительная часть девушек ведь и психология девушек выдвигает полный набор всех теоретически возможных качеств человека от красоты, ума, сильной воли и прекрасных свойств характера до финансовой обеспеченности (число свободно выбранных характеристик достигает 20). При этом многие требования выражены весьма категорично, их основной смысл сводится к тому, чтобы ставил мои интересы в центр своей жизни. Неудовлетворение хотя бы части этих ожиданий в браке приводит к разрыву отношений, несмотря на наличие детей.

Выбор супруга начиная с XX века становится личным делом молодого человека или девушки
Раньше решение о вступлении в брак принималось членами большой разветвленной семьи или даже общины в целом. Устраивались балы, выставки невест, вечеринки в Зависимости от социального слоя. В небольшом населенном пункте (селе, станице и т. д.) вся молодежь находилась на учете старшего поколения было известно, где какие невесты, есть ли вдова, которая подойдет для вдовца с детьми (Громыко М. М., 1991).

В настоящее время молодые люди как бы оставлены обществом наедине с этой проблемой. Казалось бы, это должно положительно влиять на отношения у молодежи есть теоретически полная свобода знакомиться и вступать в брак с любым понравившимся лицом другого пола, не оглядываясь на его (ее) социальное положение, мнение родственников.

Но есть и отрицательные моменты в тех случаях, когда человек вынужден долгое время находиться в однополом коллективе, например в результате учебы в женском вузе или работы среди одних женщин (мужчин), его (ее) шансы на вступление в брак снижаются. Обезличенность современного общения, когда человек часто бывает среди незнакомых ему людей на улицах, на учебе или работе, в транспорте и даже в местах отдыха (например, на дискотеках), также не способствует выполнению матримониальных задач. Средствами массовой информации неоднократно подчеркивалось, что у деловых, наиболее социально адаптированных и успешных молодых мужчин и женщин нет времени наличную жизнь и знакомства они с утра до вечера заняты зарабатыванием денег.
Затруднять вступление в брак могут и личностные свойства трудности установления контактов с людьми, а также профессиональная направленность и определенная ограниченность, когда устройство личной жизни не стоит на первом месте, оттесняясь другими приоритетами. В прошлом, благодаря институту сватовства, такие проблемы решались более взрослыми людьми, заинтересованными в благополучии молодых.

Уменьшение влияние родителей на выбор супруга

Это явление не касается тех семей, в которых вопросы наследования играют особую роль.
По данным анкетного опроса 500 пар молодоженов во Дворце бракосочетаний Ленинграда (в 1960-е годы), большинство пар (79,6%) перед принятием решения спрашивали согласия родителей, причем почти все (77,8%) его получили. 13% вступающих в брак не интересовались мнением родителей по поводу своего выбора, но тем не менее поставили их в известность. И лишь у 3,4% молодоженов родители не знали о браке на момент его заключения (Харчев А. Г., 1979). Данные опросов этого периода свидетельствовали о том, что около 80% вступающих в брак предполагают получить материальную помощь от родителей (Янкова 3. А., 1983. Цит. по: ГаспарянЮ. А., 1996).

В одном из социологических исследований тридцать лет спустя на вопрос Необходимо ли Вам будет родительское согласие на брак? 16,4% юных (17-летних) респондентов дали ответ Нет. Большинству, как и прежде, необходимо (34,8%) или желательно, но необязательно (42,0%) такое согласие. Молодые люди постарше (24 лет), которые еще не вступили в брак (таких оставалось 40%), высказались следующим образом: 8,4% за родительское согласие, для 19,9% оно желательно, но необязательно и 11,5% не нуждаются в таком согласии.

В то же время было обнаружено, что 59,3% 24-летних москвичей проживали совместно с родителями своими или родителями супруги. Из числа 31-летних опрошенных оставались с родителями 29,5% молодых людей (Молодежь-97, 1997).

Получается некоторое противоречие в принятии решения о вступлении в брак принимает участие треть родителей еще юных россиян, для остальных их мнение необязательно или не нужно; но материальную базу для семейной жизни обеспечивают две трети (и больше) стариков. Помощь родителей не одобряется, вмешательство в личную жизнь осуждается, более того существует тенденция ставить родителей в известность о вступлении в брак даже при полной материальной зависимости от них. Можно констатировать, что старшее поколение теряет право голоса, но сохраняет обязанности.