Семейная социализация

001Отмеченная А. А. Реаном и Я. Л. Коломинским возможность одно­временного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье. Формирование ребенка в семье происходит не только в результате це­ленаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в резуль­тате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародите­лями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подража­ния старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опы­та ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собствен­но от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ре­бенку (сформулированным целям) жденесис платинум . Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к дру­гим и к себе.

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно пред­ставить таким образом:
1) состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;
2)    позиция ребенка в семье — включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно раз­
личны — например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является бра­том. Либо: он является внуком бабушки и дедушки, которых посе­щает в деревне, сыном своей матери и пасынком приходящего отчи­ма (сожителя матери), младшим братом по отношению к сестре истаршим братом по отношению к брату. Формирование в семье ока­зывается различным объективно, даже если мы не вдаемся в рассуж­дения о стилях воспитания. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно стар­шим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в ма­теринской семье;
3)    основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те чле­ны семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторите­тен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы боль­ше походить;
4)    стиль воспитания в семье — можно рассматривать как преобла­дающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, ма­тери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиб­лингов);
5)    собственно личностный, нравственный и творческий потен­циал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи — нравственных, волевых (наличие-отсут­ствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношени­ях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллек­та старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих осо­бенностей.

О соотношении социализации в семье и семейного воспитания — известный .ru>русский педагог, писатель А. Н. Острогорский подметил: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью,  какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно к чужим людям, — но может и ссо­риться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким.