Современная педагогика в поисках новой модели образования

Современная педагогика в поисках новой модели образования

Надобность в обновлении образования актуализирует подсознательные старания и инициативы педагогов, творчески ориентированных, методически нарабатывающих обусловленный опыт обновленного преподавания. Данный опыт довольно различный, фактически овладевает разными гранями и аспектами будущей модели образования.Так в педагогическом опыте Евгения Ильина (Санкт-Петербург) весьма рельефно выработана идея общекультурной ориентации образования. Урок, по мнению Евгения Ильина, должен быть выстроен на классическом материале.

В педагогике Татьяны Гончаровой (Санкт-Петербург) чрезвычайно четко звучит тема сотрудничества педагога и ученика, поднимающегося до общеисторических горизонтов сотрудничества с классическими авторами культуры.

Шалва Амонашвили (Тбилиси) культивирует педагогику общения, придал особенный смысл непринужденному «репертуару прикосновений» в детском возрасте, особенно нуждающемся в энергетическом снабжении воспитанника душевным теплом.

Виктор Шаталов (Донецк) увеличил инициативность образовательного процесса посредством особого культивирования совершенства личности воспитанника и его абсолютных способностей. Благодаря этому на ряд увеличилась мера усвояемости объекта, в том числе объем информации и интенсивность ее изучения.

Михаил Щетинин (Краснодар) опытным путем засвидетельствовал культурно-историческую природу человеческих способностей. Особенно перспективна идея универсального углубления в усваиваемый предмет, не ограничивающегося узко-предметными рамками.

Данный новаторский ряд можно продолжить. В настоящий момент мы только выделили отдельные фигуры для обусловленного разгона педагогической мысли. Каждый новатор, в какой-либо степени вносит свою неповторимую ноту, отшлифовывая некоторую границу новой становящейся педагогики.

Рассмотрим главные принципы новой модели педагогики. Из всего разнообразия подходов можно выделить три основополагающих установки:

Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.

Инициативность личности выглядывает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя.

Проанализировав данную позиции, она подводит к идее деятельного становления призвания человека.

Данные установки на уровне образования обнаружились в действенной смене направления причинно-следственных связей. Детерминация от субъекта (от воспитанника) стала обусловливающим вектором развертывания образовательного процесса. Иные векторы (от объекта) в этом процессе не пропали, они остались, но стали подчиненными моментами основного направления детерминации — от субъекта.

В данном отношении поменялось и строение образовательного процесса в новой модели образования. Если строение традиционного (раскрывающегося в границе функционирования и формирования) образования сводилась к надлежащей логической схеме: предмет — педагог — ученик, то в новой модели образования строение образовательного процесса стала иной: ученик — призвание — предмет — урок — ученик.

В традиционной логической схеме образования предмет для ученика задается внешними целями, не затрагивающими круг интересов и его мотивацию. Новая модель образования изначально объединяет ученика с призванием, а затем мотивированно, под призвание вводится объект, намеренно адресованный воспитаннику в виде урока.

Все образовательное строение новой модели, следовательно, максимально устремлена на содержательное развертывание детерминации от субъекта, которая определенно проявляется в пробуждении, актуализации и дальнейшей общественной и предметного осуществления культурно-исторического призвания человека. Культурно-историческое призвание человека как основная категория, имеющая отношение к существованию человека на уровне культуры, в сфере образования являться категорией, фиксирующей определенное педагогически опосредованную социальную связь, в рамках которой протекает определенная образовательная деятельность.

Призвание как характерное социальное отношение органически объединяет личностные характеристики человеческой судьбы с коллективными человекосозидательными программами, исходящими из конкретно-исторической формы социальности, из какого-то определенного этноса, страны и так далее.

Современная педагогика в поисках новой модели образования

Ступени осуществления культурно-исторического призвания человека

В определенной судьбе человека в его продвижении по пути призвания периодов возможно более либо менее, но важнейшее, чтобы человек освоил узловыми точками своей социокультурной сущности. Только тогда призвание осуществится верно, без срывов и неудач. Такие сущностно важные, несущие опорные камни закрепим категориями: труд — социальность — культура — образование. Без данных критерий нет человека и нет призвания, есть лишь только превратность и неважное пребывание. Ни профессионализм, ни мастерство, ни талант сами по себе, за пределами сущностных периодов призвания, не несут человекообразующей важности. Указанные категории мы берем в образовательном аспекте.

Человек и исторически и педагогически начинается с труда. Труд мы берем в его разгруженном от частностей виде как отдельную социокультурную категорию. В данном случае труд понимается как старание, преодоление трудностей, трата жизненных сил. В этом качестве труд является пределом жизнеспособности (как способности жить на собственной основе) и важен для человека, а также для всего живого в космосе.

Человекотворческая роль труда выявляется тогда, когда этот труд становится любимым делом. Любовь к учителю переносится на дисциплину, дисциплина становится любимой. На этом месте и возникает начало любимого дела и любимого труда. Это считается основой категории трудолюбия.

Когда любовь к труду в обусловленном социокультурном контексте начинает адресоваться другому человеку и реализовываться ради него, в данной ситуации любовь к труду обладает вероятностью вылиться в труд любви. Воспитанник приступает отдавать окружающим людям формируемое в труде душевное тепло. Так закладывается энергетическое основание людских отношений, дружелюбие, чувство ансамбля и другое.

Верно изучив стадии труда и социальности, ученик может приступать к восхождению на новый этап — этап характерной познавательной установки. Здесь приобретаются способности внешнего познания, но преимущественно способности изучения внутреннего мира человека. Данная способность определенной чуткости и понимания другого; граница этой способности может повышаться до уровня ощущения чужой боли.

Изучив достаточную человеческую квалификацию, ученик склонен к вступлению в универсальный мир культуры не в качестве околокультурной жизни, но в форме деятельного существования в культуре. Это уже степень авторства в культуре и культурного подвижничества. Человеческая квалификация по данному критерию делает человека в энергетическом плане светоносным, способным противостоять давлению хаоса.

Проанализированный этап осуществления культурно-исторического призвания подводит человека к вероятности средствами образования добиться окончательной полноты самореализации призвания человека. Такая полнота осуществления делает человека не просто счастливым, но блаженным. Блаженный — это исполнивший и исполненный блага. Такой критерий полноты человеческой квалификации достигается при гармонии с Универсумом культуры.